Ботсвана - Страна разумных людей

 

Президент Республики Ботсвана с наследственным титулом кгоси – короля народа бамангвато, обладатель рыцарского звания Британской империи, он же балагур с оксфордским дипломом, сэр Серетсе Кхама в интервью, данном мне для ТАСС в 1971 году, вполне серьезно сказал: "Моя страна – детище моих собственных предков. Им удалось превратить Ботсвану в государство одного народа и, тем самым, дать ему возможность жить, не зная, что такое межнациональная рознь, военные перевороты на трибалистской основе и клановая коррупция... Теперь моя задача – создать страну, развитие которой будет примером для всей Африки".

Удалось ли сделать это? За полвека независимого развития, эта занятая песками Калахари «Золушка Африки» создала экономику, занимающую одно из первых мест в мире по темпам развития и обогнала ЮАР по уровню доходов на душу населения. Вы знаете, ктo ещё в 2010 г. спихнул Россию с пьедестала крупнейшего в мире производителя алмазов в стоимостном выражении? – Ботсвана: 2,59 млрд. долларов против 2,38 млрд. российских. Вторым главным источником доходов для этой страны, оттеснившим на 3-е место традиционное для ботсванцев животноводство, стал туризм. Еще совсем недавно вообще не знавшая этой отрасли, республика с 2-млн. населением принимает ныне более 2 млн. туристов в год. По поголовью крупного рогатого скота Ботсвана тоже приблизилась к мировому рекорду: более двух голов на душу населения. И все это – не с помощью революций и скоропалительных декретов, а шаг за шагом, разрушая мешавшие развитию архаические племенные порядки, опираясь при этом – как ни парадоксально – на собственную, традицией данную власть, подкрепленную личным авторитетом. Вот почему так интересна судьба предводителей рода Кхама, история которой дает очень хорошее представление о положении традиционных лидеров у южноафриканских народов и о том, что не все вожди и короли – обязательно ретрограды, а то и мракобесы.
Усиление этого рода началось после восшествия в 1875 г. на престол Кхамы III, которого его соотечественники-христиане величают «Божественным», а остальные – «Великим». Предводительствуемое им крупнейшее бечуанское племя бамангвато положило начало объединению вокруг себя других говорящих на языках сото-тсвана родственных этносов, что привело к образованию народа тсвана (батавана).

В дни молодости Кхама III, как и все юноши бамангвато, вместе с членами своей возрастной группы участвовал в богвере - церемонии посвящения мальчиков в мужчины, сопровождавшейся сначала обрезанием, а затем обрядом очищения – ритуальным убийством одного из юношей, приносимого в жертву «духам мужества». Потрясенный жестокостью этой языческой традиции, он обратил свои взоры к христианской вере, стал посещать церковь, в создании которой на землях тсвана участвовал Д.Ливингстон, там же и был крещен. Последовавший вскоре брак принца с христианкой и нежелание, вопреки обычаям бамангвато, иметь множество жен, окончательно рассорили его с отцом, королем Секгома. Тот организует два неудавшихся покушения на сына, а затем отсылает его в изгнание. Там Кхама сплотил вокруг себя стремящуюся к изменениям молодежь. Её вооруженные выступления, в конечном итоге, привели к низвержению Секгомы.
В первые же дни своего правления, молодой король отменил кровавую церемонию богвера, а ранее обязанных участвовать в ней членов возрастных групп юношей - мефато превратил в «призывников», которые на протяжении 6 месяцев должны были работать в «стройбатах». Раньше юноши после обрезания, дабы доказать, что они мужчины, удалялись в пустыню и там, оправляясь после операции, одновременно совершали утомительные переходы по Калахари, упражнялись в метании копья и сами добывали себе пищу. Теперь же они должны были безвозмездно работать во благо племени, ни рассчитывая на какую-нибудь поддержку с его стороны. Сначала юношей посылали строить здания протестантских церквей и миссионерских школ. Чуть позже – на сооружение первых дорог на землях тсвана и расчистку полей. Королевская власть принуждала население посещать англиканские церкви и отказаться от языческих традиций. Завозимые белыми спиртные напитки были запрещены, алкоголики изгонялись из родного племени. В итоге батавана стали ограничиваться традиционным пивом, издревле приготовляемым из сорго.

В начале 1880-х годов молодой король был неприятно удивлен тому, что белые христиане ведут дело к разделу и колонизации земель его народа, С юга батавана теснили буры, с запада – немцы, со всех сторон усиливалось влияние англичан. Скоро поняв, что все участники этой триады соперничают друг с другом, он начал сложную дипломатическую игру. Получив поддержку влиятельных вождей соседних племен баквена и бангвакетсе - Себеле I и Батхоена I, Кхама сменив одежды из шкур на смокинг и фрак, отправился с ними в Лондон и добился там встречи с королевой Викторией. В конечном итоге, им удалось уговорить Великобританию установить протекторат над большей частью своей страны, получившей название Бечуаналенда. Это гарантировало батавана от бурских и германских завоеваний, но сохраняло власть верховного вождя и авторитет традиционных социальных институтов. Но часть южных земель, уже занятая бурами, получила статус британской колонии и впоследствии вошла в состав ЮАР. Если бы Кхама не принял этот компромиссный вариант, все земли его народа были бы поделены впоследствии между расистскими режимами Южной Африки и Южной Родезии.

Объезжая свою страну, король объяснял народу смысл сделки в Лондоне. Его понимали. Это дало возможность Кхаме III поднять свой авторитет и расширить власть над племенами, территории которых во много раз превосходили те, что управлялись его предшественниками. Укрепление авторитета дало возможность кгоси замахнуться на многоженство - основу основ родоплеменных структур батавана. Они, как и все южноафриканские народы даже в наши дни, считали: обилие жен, выбираемых из различных кланов и племен, тем самым разрушает исторические перегородки между ними, объединяет в единый народ. Нововведения Кхамы вызвали недовольство у тех, кто имел возможность платить лоболу - 12 коров в виде выкупа отцу невесты. Но рядовые общинники поддержали короля, который вскоре наложил табу на приношение десятков волов в жертву предкам на похоронах и поминках. Затем последовал мораторий на продажу крупного рогатого скота за пределы племенных земель бамангвато. «Стройбатовцев» из мефато все чаще стали «призывать» для рытья каналов и водопоев для скота. Так была заложена основа ныне процветающего животноводства в Ботсване. Только ЮАР и Ботсване ныне разрешено экспортировать мясо в страны ЕЭС и США. Одним из последних решений кгоси-новатора стал запрет на передачу пригодных для выпаса скота племенных земель в концессию иностранцам. Батавана были спасены от столь широко распространенного в Южной Африке захвата огромных территорий в собственность белых.
Умер Кхама III Великий в 1923 г., оставив трон своему сыну, Кхама Секгоме II. Но всего через 2 года король скончайся, а его сыну и законному наследнику, внуку Кхамы III, носившему имя Серетсе – «Тот, который объединяет», едва исполнилось 4 года. Регентом стал его дядя, вождя Тсхекеди Кхама. Он призвав в страну на помощь белых миссионеров, переключил «стройбатовцев» юношеских отрядов на сооружение школ, обводнение пастбищ и строительство первых элеваторов. Регент также способствовал тому, чтобы ручная мотыга на землях батавана пришла на смену запряженному волами плугу, а традиционные волокуши уступали место колесным повозкам.
За время проведения этих реформ, претендент на трон натворил столько противоречащих мышлению племенной верхушки дел, что его дядя-традиционалист Тсхекеди поставил вопрос о лишении Серетсе королевского титула кгоси. Изучая юриспруденцию в университетском колледже в ЮАР, а затем в Оксфорде он, по мнению регента, «грешил против традиций бамангвато» и «вел себя не как принц». Чашу терпения вождей переполнило его желание жениться на белой англичанке по имени Рут. Регент затребовал Серетсе из Лондона в королевскую хижину и, угрожая лишением его трона, стал настаивать на отказе от брака, «порочащего весь славный род Кхама”.

В 1948 году Серетсе, предварительно оформив в Лондоне свои семейные отношения с Рут, приехал на родину вместе с женой. Бамангвато раскололись на два лагеря по принципу «отцы и дети». Родоплеменная верхушка и прислушивавшиеся к ее мнению общинники старшего поколения полагали, что их король «не мог вступать в брак с кем ему вздумается» и, тем более, не желали иметь белую королеву. Молодежь, напротив, приветствовала «демократа Серетсе», воспринимая его как продолжателя реформ своего деда. Во время поездок по стране и участвуя в кгатлах – собраниях представителей племен, молодые супруги встречали все большую и большую поддержку с их стороны. В конечном итоге на «королевской кхатле» бамангвато было подтверждено, что титул кгоси остается за Серетсе.
Тогда переполошились белые расисты в соседней ЮАР, где межрасовые браки были запрещены и карались многолетним сидением за решеткой. Претория потребовала смещения кгоси и официально заявила, что не потерпит «разномастных правителей» на соседней территории. Заговорили о вероятности экономических и даже военных санкций в отношении Бечуаналенда. В стране начались столкновения между противниками и сторонниками Серетсе. Опасаясь усиления беспорядков, английские власти протектората в 1951 году выслали супругов Кхама в Лондон.
Стать причиной новых проблем в своей стране Серетсе не хотел и поэтому решил добровольно отказаться от трона. Вместе с Рут он в 1956 г. вернулся на родину, где занялся разведением скота на своем ранчо. Вскоре после избрания на следующий год в Совет старейшин племен, он возвращается к политической деятельности. В 1961 г. С Кхама создает Демократическую партию Бечуаналенда (ДПБ), программа которой отражала влияние на ее лидера идей панафриканизма и английской социал-демократии. Через 5 лет выборы, на которых решался вопрос о предоставлении Бечуаналенду независимости, приносят победу молодой партии, а ее лидер получает пост премьер-министра протектората. 30 сентября 1966 г. Бечуаналенд был провозглашен Республикой Ботсвана, а ее первым в истории президентом становится Серетсе Кхама. В том же году королева Великобритании Елизавета II возвела его в ранг рыцаря и наградила Орденом Британской Империи. Президента молодой южноафриканской республики и наследника трона бамангвато, отныне можно было называть сэром Серетсе…

Построенная им практически с нуля ботсванская столица Габороне – своеобразный памятник экономической политике, которую проводил внук Кхамы III Великого. В новой столице нет никаких возведенных за счет полунищих соотечественников архитектурных излишеств, претендующих на мировое первенство небоскребов, роскошных правительственных зданий. И это при том, что за 14 лет бессменного президентства сэра Серетсе, бывший Бечуаналенд, слывший одной из самых бедных и бесперспективных территорий мира, превратился в суверенную страну, экономика которой имеет чуть ли не самые быстрые в мире темпы развития, а доход на душу населения достиг высших показателей в Африке, т.е. обогнал ЮАР. Конечно, произошло это не только благодаря благим намерениям президента, но и в результате открытия и начала разработки мировых запасов алмазов, очень прибыльному туристскому буму, модернизации животноводства. Однако, немалые средства, выручаемые за это, переводились ни на швейцарские счета представителей правящей элиты, а реинвестировались в национальную экономику. Ее развитие позволило снизить предельные ставки подоходного налога, либерализовать торговлю, расширить внутренний рынок сбыта. Успешная борьба С. Кхамы с коррупцией и племенным непотизмом тоже внесла немалый вклад в достижения ботсванской экономики. Разрешив развитие неслыханной для большинства африканских стран «роскоши» - существование многопартийной системы, он смог создать демократический даже не по стандартам Черного континента демократический режим. А это сделало Ботсвану одной из немногих развивающихся стран, избежавших военных переворотов, кровавых свержений правительств, мятежей и массовых народных выступлений. Умер Серетсе Кхама в 1980 году, оставив о себе то, что очень редко получается в Африке – добрую память у народа.
Сыну сэра Серетсе и леди Рут - Яну Кхама (род.1953 г.) - военному пилоту по профессии, решением вождей в 1979 г. был возвращен традиционный титул короля бамангвато. С 1998 г. на протяжении почти 10 лет он занимал пост вице-президента Республики и командующего ее силами обороны, в апреле 2008 г. был избран четвертым в истории своей страны президентом Республики Ботсвана. Вступая на высокий пост, он обещал продолжать политику своего отца, начав с введения высокого налога на продажу алкоголя, борьбу со СПИДом и мер по диверсификации экономики. Многие высокие посты в государственном аппарате заняли его родственники: клан Кхама явно закрепляет свои позиции на будущее. Признавая это, тсвана вспоминают свою старую народную притчу. Суть его такова: вождь и его семья должны быть сильны и богаты, дабы не подчиняться другим, не залезать ни в свой карман и не брать взятки, называемые дающим подарками...

Насколько мне представляется, почти всеобщая и давнишняя христианизация тсвана и их врожденное трудолюбие, не оставлявшее ни сил, ни времени для проведения пышных церемоний, поспособствовали тому, что традиционные верования, подпитывавшие их изначальную культуру и традиции, в значительной степени утеряны. В тоже время относительно благополучное материальное положение народа и высокий уровень грамотности открыли дверь для поголовного использования европейской (пусть даже и китайского производства) одежды, приобщению к американизированной музыке, культуре и т.д.
Разве что современная медицина не может завоевать всеобщего доверия у тсвана, которые до сих пор нередко полагаются на традиционных знахарей - сангома, врачующих общинников отварами из коры и корней калахарских кустарников, компрессами из лишайников и порошками из высушенных калахарских жуков и термитов. Если повезет, то в деревнях можно наблюдать за кгатла – собраниями общинников, а также ежегодными праздниками урожая.
Аскетическая природа калахарской части этой страны, заселенной тсвана не дает им ни древесины с интересной текстурой, ни пригодного для художественной резьбы камня, ни шкур, что тормозит развитие художественных ремесел. Мастерски сплетенные из тростника и травы многоцветные блюда, корзины и сумки – вот и все, что предлагает Ботсвана. Так что этнографический колорит заселенной негроидами части Ботсваны весьма аскетичен и обратно пропорционален тому, что дарят туристам её бушменские районы, уникальный «затерянный мир» болот Окаванго, солончаки Макгадигади, ну и, конечно же, несравнимые ни с чем по обилию зверей национальные парки Чобе и Савути.
С народными танцами тсвана лучше всего приобщаться на национальных праздниках или гостиницах, куда ближе к вечеру из окрестных деревень устремляется подзаработать деревенская молодежь. Если девушки перед их началом все же вспоминают о существовании одежды, то ее доминирующем цветом всегда будет синий. Он символизирует «дождь благословенный» - пула, в условиях безводной Калахари рассматриваемый как нечто сверхъестественное, «посылаемое «Всевышним людям тсвана для того, чтобы они жили». Синяя одежда «должна отвлекать голубое небо, привлекать его к женской красоте и, тем самым, освобождать место тучам» - объяснил мне вождь одной из деревень племени бангваквтсе. Всё то же слово «пула», произносимое при расставании, воспринимается тсвана как пожелание счастья. Официальный девиз Республики Ботсвана – тоже «Пула». . На ее гербе, центр которого занимают голубые волны, начертано лишь одно слово: PULA в значении «Да пойдет дождь!». На государственном флаге этой страны - три полосы. В центре черная, символизирующая ботсванский народ и две обрамляющие ее голубые, олицетворяющие «дождь, что дарит народу жизнь»... Нетрудно догадаться, как называется обеспечивающая благополучие ботсванцев национальная денежная единица. Конечно же, «пула». Это очень устойчивая, практически свободно конвертируемая валюта. За «один дождь» в столичном Габороне можно купить банку пива.
И еще танцы тсвана интересны тем, что в них отчетливо прослеживаются следы бушменской хореографии. Для нее, как нигде в Африке, характерны не только бурные страсти и бешеные ритмы негроидов, но и удивительная пластика, изящество движений и акценты на красоту мужского тела, столь характерные для койсанских народов. Click here.

Чем дальше Вы станете удаляться вглубь Ботсваны на запад, в сторону Намибии, тем все отчетливее начнут проявляться признаки того, что Вы попадаете в Бушменoленд - на земли бушменов. Для того, чтобы познакомиться с их жизнью нет никакой необходимости предпринимать нечто вроде «трудных экспедиций в песках Калахари», «вязнуть среди дюн пустыни Намиб», выдавая при этом себя за «первопроходца». За последние два десятилетие негроидное большинство населения республики наконец-то отказалось от унаследованного от времен белого расизма отношения к бушменам как к «примитивным людям». Кое-что уже делается для того, чтобы подтянуть культурный и экономический уровень этого древнeйшего народа Земли к элементарным нормам современности. Одна из самых благополучных во всей Африке автодорог – Транскалахарская магистраль прямой стрелой пересекает Калахари. В офисах вдоль магистрали уже можно повстречать работающих в них миловидных, отлично говорящих по-английски, а нередко и по-немецки девушек, своеобразный овал лица и желтоватая кожа которых дает возможность сделать вывод: это – представительницы «новых бушменов». Для тех туристов, что не стремятся «вязнуть среди дюн» и не преследуют стерильных этнографических целей, организуются экскурсии к стоянкам бушменов. Они еще не освоили сотовые телефоны, обходятся всего лишь набедренной повязкой из кожи антилопы, используют вместо бутылок полые страусовые яйца, а из их осколков мастерят себе украшения.