Уникальный мир равнины Баротсе.

 

Культурно-ландшафтный «Памятник Всемирного Наследия» ЮНЕСКО. Замбия

Когда встречаются люди народа лози, они не обмениваются рукопожатиями, а немного приседают и, вытянув руки, хлопают друг друга по ладоням. Так будут приветствовать и Вас, когда Вы на машине иле самолете доберетесь до Монгу. Из Ливингстона - 537 км., возможны по пути заезды в Нацпарки. Из Лусаки - 628 км., современная дорога оттуда проходит через второй в Африке по величине Нацпарк Кафуэ. Западные и японские туристы обычно съезжаются в Монгу в марте-апреле, чтобы посмотреть, а то и принять участие в Ку-омбоке – одной из наиболее красочных церемоний, сохранившихся до наших дней в Африке.
Куомбока проводится каждый год, когда литунга - Верховный вождь народа лози (баротсе), населяющего низменные равнины вокруг Монгу, переселяется из своей находящейся под угрозой затопления зимней резиденции Леалуи в ту, что повыше – летнюю Лимулунгу. Оформляется Ку-омбока очень красочно и торжественно, причем за 300 лет истории этого традиционного празднества в ритуале его проведения мало что изменилось.
У Монгу, равно как и у лози - интересное прошлое и необычные будни, хотя мало кто слышал об этом городе. Он расположен в северо-западном углу Замбии, в долине Верхней Замбези. Река здесь совсем иная, чем на Водопадах Виктории – медленная и величественная, в пору дождей разливающаяся по равнинам Баротсе на тридцать, а то и пятьдесят километров.

Во время сухого сезона к центру Монгу из реки, находящейся в 30 км. от города, ведет главный канал и бесчисленное количество тупиковых каналов, по которым, словно по улицам, на своеобразные, не похожие на африканские рынки, плывут лодки и плоты с товаром и пироги с пассажирами. Вдоль каналов – тоже торговля, особенно свежей рыбой – исходным продуктом всех национальных блюд лози. В жилой части этого своеобразного города даже есть проблема парковки лодок у мест работы или у личных зажиточных тростниковых хижин. Современные кварталы возникают на так называемых «высоких землях», редко где возвышающихся над уровнем поймы Замбези на 30-50 метров. Они постепенно обзаводятся современными гостиницами, барами, магазинами...

Но когда Замбези, как говорят лози, «рождает наводнение», каналы теряются в ее водах, хижины, в лучшем случае, оказываются затоплены по конус их тростниковой крыши, товары гниют... Людям ежегодно приходится вместе со скарбом садиться в пироги, преодолевать на них десятки километров, чтобы добраться до своих летних «сухих хижин», что подальше от реки. Это доставляет местным жителям много не-приятностей, но зато, когда вода опадает, на полях лози остается слой плодородного ила. С великими разливами Замбези связаны вся жизнь лози, самобытный уклад их земледелия.

В Баротсе не знают переложной системы земледелия. Поля здесь обрабатываются столетиями, но почва, удобренная великой Замбези, не скудеет. Южноафриканский Египет? Пожалуй. Только главной заботой египтян всегда было привести воды великого Нила на свои поля. А главная проблема лози — увести воды сделавшей свое дело Замбези с плоской, за-болоченной равнины. Это продолжающееся на протяжении более чем трех столетий своеобразное «сосуществование» людей и реки привело к формированию на равнине Баротсе уникального культурного ландшафта, в 2013 году получившего статус «Памятника Всемирного наследия» ЮНЕСКО.
Лози, что переводится «люди равнин» — один из наиболее колоритных народов Южной Африки, с яркой и богатой историей. Сами лози называют себя «луйя» и считают, что произошли от союза бога Ньямбе и женщины. Лет 400 назад они покинули родные места, расположенные в нынешней Анголе, двинулись на юг и, достигнув Замбези, покорили прибрежные племена.
Два раза соседи - бахуротсе и кололо вторгались на их земли, но лози быстро ассимилировали их, перенимая в то же время все рациональное, что было в культуре и традициях пришельцев. В 1864 году они свергли последнего вождя кололо и возвели на престол человека из своего племени. После него правителем стал Левоника I - основоположник нынешней правящей династии Лубоси. Он был первым правителем лози, принявшим титул литунги – «Хранителя земли».

Зарождение феодального государства на равнинах Баротсе совпало по времени с усилением позиций англичан в центре южноафриканского субконтинента. Леваника I довольно долго не соглашался с их требованиями об установлении английского протектората, но потом сдался. Печальный опыт соседей подсказал ему, что дальнейшее упорство приведет лишь к завоеванию его страны силой. За свое добровольное подчинение, завершившееся в 1900г. созданием британского протектората Баротселенд со столицей в Монгу, племенная знать лози выторговала у англичан побольше привилегий и уступок: сохранение власти литунги, неприкосновенность земельной собственности, автономию во внутренних делах.
Зарождение феодального государства на равнинах Баротсе совпало по времени с усилением позиций англичан в центре южноафриканского субконтинента. Леваника I довольно долго не соглашался с их требованиями об установлении английского протектората, но потом сдался. Печальный опыт соседей подсказал ему, что дальнейшее упорство приведет лишь к завоеванию его страны силой. За свое добровольное подчинение, завершившееся в 1900г. созданием британского протектората Баротселенд со столицей в Монгу, племенная знать лози выторговала у англичан побольше привилегий и уступок: сохранение власти литунги, неприкосновенность земельной собственности, автономию во внутренних делах.
Так подписанный Леваникой I и англичанами договор законсервировал архаические порядки лози. В пределах Северной Родезии Баротселенд имел автономный статус. После провозглашения в 1964г. независимой Замбии, страна лози стала на первых порах именоваться провинцией Баротселенд. Но власть литунги оставалась неприкосновенной до 1970 года. Лози жила собственной жизнью.
Тогдашняя непроезжая дорога между Монгу и Лусакой была единственным кровеносным сосудом, который связывал земли лози с остальной страной. Созвучие названия Баротселенд с тремя другими бывшими протекторатами Англии в Южной Африке — Бечуаналендом, Басутолендом, и Свазилендом не давало покоя феодалам-лози. Кое-кто из них мечтал о выходе из Замбии, о создании независимого Королевства Баротсе. В итоге, в попытках покончить с сепаратизмом, правительство Замбии включило эту часть Республики Замбия в состав Западной провинции, а ее столицей стал Монгу. Название Баротселенд, казалось бы, стало термином историческим.

Хотя? Нынешний литунга, Его Величество Лубоси II Имвико, взошедший на престол в 2000г., по-прежнему носит титул короля Баротселенда и сохраняет всю полноту власти в рамках традиционного права. Роль парламента при нем играет Совет Вождей - мулонга, есть правительство во главе с премьер министром – нгамбелой. Идея создания независимого государства остается в повестке дня у лози.
Так или иначе, лози в значительной степени удается сохранять многие аспекты своей традиционной жизни, что позволяет туристам на их землях как бы переноситься в Африку доколониальных времен...
Отец нынешнего литунги Левоника III дал мне интервью для ТАСС в 1970 году. Его сын Лубоси II в 2014 году обсуждал перспективы развития туризма на землях баротсе. Но и тот, и другой, от внутриполитических тем всякий раз уходили...
Так или иначе, лози в значительной степени удается сохранять многие аспекты своей традиционной жизни, что позволяет туристам на их землях как бы переноситься в Африку доколониальных времен...