Пигмеи батва леса Бвинди

 

Республика Уганда / Batwa pygmies of Bwindi Forest

Лоджии и кемпинги, обосновавшиеся по периферии Непроходимого леса Бвинди – лучшая стартовая площадка для проникновения в мир пигмеев. За последние два десятилетия этот самый низкорослый народ земли оказался в очень тяжелом, если не в трагическом положении. На протяжении не менее 4 000 лет пигмеи обитали под пологом Бвинди, почти не общаясь с племенами, жившими вне его, но прекрасно зная лес и его обитателей. Пигмеи были прекрасными охотниками, способными сразить копьём даже изворотливого леопарда, но никогда не вступавшими в конфликт с гориллами. Пигмеи считали их «лесными людьми» и не конфликтовали с обезьянами. И не потому, что побаивались этих мохнатых гигантов, а потому что, скорее всего, уважали как равных с ними «Хозяев леса».
Не так давно узнав, это ДНК людей и горилл имеет 98% общих генов, цивилизованный мир воспылал интересом к этим человекообразным обезьянам и тут же выяснил, что численность самых редких, горных горилл, уцелевших лишь в Уганде, Руанде и ДР Конго, стремительно сокращается. Причиной тому были совсем не первобытные охотники, а современные социумы, развитие которых вело к активному сведению леса, отчуждению земель для создания деревень, обработки новых сельхозугодий и т.д. Были среди белых и охотники, украшавшие чучелами обезьян свои виллы, были сотрудничавшие с ними браконьеры. Общие с людьми гены сделали обезьян уязвимыми к кори и туберкулезу. Спасаясь от человеческой цивилизации и дикости, гориллы начали покидать насиженные места, уходили все выше и выше в горы. А там и пища была ни та, и температуры воздуха для обезьян случались слишком низкие. Поэтому их становилось всё меньше и меньше... Обеспокоенные судьбами горилл, международные организации в 1992 году добились от правительства Уганды создания Национального парка Непроходимый лес Бвинди. ЮНЕСКО взяла его под своё покровительство и объявила Объектом Всемирного наследия. Казалось бы, всё хорошо, как для горилл, так и для туристов. Однако, в Нацпарке, да еще и со статусом «объекта», людям жить нигде не разрешается. Знаменитый на весь мир кратер Нгоронгоро до сих пор официально не признан Нацпарком, потому из кратера никак не могут изгнать воинственных скотоводов-масаев, предпочитающих пасти своих коров в кампании зебр и гну.

Но низкорослые и смиренные пигмеи племени батва - их оказалось не менее четырех тысяч - были выселены за пределы Бвинди. Вне леса они не имели никаких прав собственности на землю и не получили никакой компенсации за свои традиционные лесные охотничьи угодья. Их существование стало борьбой беженцев за выживание на опушке леса, в окружении племён, смотревших на них свысока не только в прямом, но и в переносном смысле.
Первобытный уклад жизни пигмеев, приспособленный к обитанию в условиях леса, тотчас разрушался, придя в соприкосновение с иной цивилизацией. А быстро воспринять новый уклад, быстро вжиться в новые условия пигмеи оказываются неспособны ни психологически, ни физически.
Психологически потому, что пигмей — по природе своей коллективист, не имеющий понятия о частной собственности, привыкший делить со своими соплеменниками все, чем он обладает на сегодняшний день, и не думать о завтрашнем. Найдя себе работу, он получив месячное вознаграждение может проесть и пропить всё за вечер в надежде, что пировавшие с ним банту в последующие вечера отплатят ему тем же. Однако вчерашние собутыльники оказываются людьми некомпанейскими, и пигмеи начинают голодать.

Физически же пигмеи не могут привыкнуть к новым условиям потому, что их организм приспособлен к жизни в условиях леса. Раньше нигде в африканских деревнях не было столько долгожителей, как в селениях батва, поскольку в лесу почти неизвестны болезни, которые подстерегают оседлых людей на открытой местности. Выйдя из леса, пигмей вынужден променять чистый родник на стоячую воду озера, зараженную бильгарцией. Пигмеев подстерегают СПИД, туберкулез, корь, фрамбезия, десятки иных заболеваний, против которых у них нет никакого иммунитета. Как ни странно, опасным для этих людей экваториальных широт оказывается и солнце. Обитатели сумеречных лесов, пигмеи не переносят длительного воздействия его прямых лучей, начинают страдать от заболеваний кожи.
К сожалению, именно с такими пигмеями и сталкивается большинство туристов, у которых нет возможности углубиться в лесные районы и которые ограничиваются посещением селений, находящихся вблизи дорог и деревень банту. Судить по их жителям о пигмеях в целом все равно, что, на один день попав в Лондон и проведя час в ночном клубе, с видом знатока говорить потом, что все англичанки легкомысленны и фривольны.

Потерявшие связь со своей родной средой и своим народом, забывшие охотничье искусство, но не научившиеся земледелию, больные и лишенные источников существования, такие пигмеи действительно производят гнетущее впечатление. Кое-кто из них отлично усвоил, что туристам, обвешанным кинокамерами, нравятся ничего общего не имеющие с настоящими пигмейскими танцами их кривляния у объектива, «пожирание» сигарет, свидетельствующее якобы о недостатке солей в организме пигмеев, трясущиеся руки, выпрашивающие монету после подобного «представления», и подобострастные лица.
Хотите Вы того или нет, с подобными пигмеями Вам придётся встречаться вдоль дорог Южной Уганды. А с позитивными сдвигами в судьбах этого древнего народа, туристы, посещающие Нацпарк Бвинди, могут познакомиться в районе селения Бухома. Начало изменений в этом районе было положено супружеской парой американских врачей Скотт и Кэрол Келлерман, которые в 2001 году, в качестве туристов попав в район, заселённый беженцами батва, и придя в ужас от их положения, на собственные средства создали нечто вроде миссионерского центра. Средняя продолжительность жизни обитавших тогда вокруг него пигмеев упала до 28 лет. Из 10 новорожденных четверо умирали, не дожив до 5 лет. Лишь семь из 100 детей школьного возраста имели представление о буквах и цифрах. Пигмеи вымирали, унося в небытие свою уникальную культуру и глубокое знание леса.
Ныне в районе Бухома подрастает первое поколение батва, получившее школьное образование. Трудно поверить, но местный госпиталь, обслуживающий тысячи пациентов одного из самых диких и изолированных районов Африки, официально числится среди самых успешных центров здравоохранения в развивающихся странах. На его базе создается училище медсестёр. При поддержке крупных лоджий, прежде всего Gorilla Forest Camp, заинтересованных в привлечении туристов в районы расселения пигмеев, у них появились не ахти какие, но всё же жилища с крышей над головой и источники воды, не угрожающие дизентерией.

Используя сильное в традиционном обществе батва «чувство локтя», в Бухоме запустили несколько социально-экономических программ, призванных разорвать порочный круг нищеты и отсталости, используя общинные традиции вовлечь пигмеев в занятие земледелием, изготовление домашней утвари, сувениров и даже обслуживание туристов. Вас могут с радостью принять в деревне, познакомить с её с новым бытом, показать, чему научились пигмеи, а затем пригласить на танцы и распродажу сувениров. Это – своего рода кооператив, в котором всё заработанное от Вашего визита будет поровну разделено между принимающими туристов общинниками. За счёт таких случайных заработков и пожертвований батва, в сущности, и выживают.
Однако, эти «новые пигмеи», живущие вне леса, не могут быть носителями и хранителями древних традиций своего лесного народа. Для их сбережения, при поддержке общинников и, преимущественно, на деньги Келлерманов, несколько кланов батва, которые изъявили готовность вернуться в лес, всё же получили такую возможность. Рядом с Нацпарком Бвинди для них были куплены 100 акров горного леса, где ныне осуществляется интереснейший проект под названием «Культурный опыт батва». Его участники-пигмеи живут там, обеспечивая себе средства к существованию не охотой и бортничеством, а, если хотите, работой в качестве активных хранителей традиций и культуры своего народа. Это – живой музей, этнографический театр. В лесную обитель его служителей и артистов в гору идут и на протяжении 3-4 часов смотрят их «спектакли» не только туристы, но и школьники-батва. Трудно поверить, но многие из них именно там впервые ступают на землю лесной родины своих родителей. Так надеются сохранить связь нового поколения с утрачиваемым прошлым пигмеев, передать молодёжи их «лесное наследие». Есть, конечно, в этом доля искусственности, но иного способа сохранить «настоящих пигмеев» пока не придумано.
Для туристов это путешествие в «пигмейское прошлое» начинается в расположенном неподалёку от Gorilla Forest Camp селении Бухома и требует примерно 1,5-часового перехода по извилистой горной тропе. Местами она достаточно крутая, в дождливую погоду – скользкая. Одевайте соответствующую обувь и не беспокойтесь, что не дойдёте до пигмеев. Вас будет сопровождать достаточное количество рослых и дюжих проводников - парней-банту, всегда готовых подставить своё плечо, а, если надо, то и понести на спине. В конце концов, надо же пережить в ставшей для туристов комфортной Африке хоть одно настоящее приключение!..

На полпути к цели Вы минуете селение пигмеев, откуда выйдут старейшины, поприветствуют гостей и примут на себя руководство экспедицией. Самому главному из них – по имени Элфас – на вид лет семьдесят, но он об этом не ведает, поскольку дальше 10 здесь никто счёта не знает. Шаг у него, пропорционально росту, невелик, но идёт в гору он так быстро, это каждые несколько минут останавливается в ожидании высокорослых отстающих. По ходу дела, он что-нибудь всё время рассказывает и показывает. Вот ягоды, которые избавляют от головной боли. Красный жук, севший на плечо молодящейся туристки, если его высушить, спасает от поносов. Небольшая расщелина между двумя плитами гранита: «Очень безопасное место, чтобы провести ночь»,- сообщает Элфас и приглашает одну из своих дам улечься там поудобнее. Лицо старика излучает радость от того, что он может поделиться своими знаниями с теми, кому его лес – чужой мир. Он горд тем, что может поведать неведомое «простым людям».
Когда Элфас не привлекает Ваше внимание, не забывайте смотреть по сторонам. Ведь тропа ведёт вглубь чуть ли ни самого богатого своим видовым разнообразием и экологически чистого, нетронутого человеком экваториального леса нашел планеты. Редко кому из землян посчастливилось так глубоко проникать в этот затерянный мир сердца Черного континента.
В пещере на склоне отвесной скалы процессия останавливается. Старик вместе с помощниками объясняет, как надо наладить спрятанный среди камней самострел и самолично разыгрывает поведение животного, поражённого толстой стрелой с заусенцами. Глядя на Элфаса и его ассистентов, Вы согласитесь с мнением этнографов, единодушно называющих пигмеев «прирождёнными артистами».

В пещеру подтягиваются новые действующие лица. Туристам показывают, как «из ничего» можно добыть огонь даже в дождливую погоду. С зажженной от него дымящейся головешкой, один из мужчин, по стволу совершенно гладкого дерева взбирается на 20-метровую высоту и начинает извлекать там из дупла мёд диких пчёл. Со ствола другого, еще более высокого дерева, свисает верёвочная лестница. Поднявшись по ней, туристы оказываются в спрятанной между ветвей хижине, используемой охотником, поджидающим дичь. Тут же начинается демонстрация способов охоты – с копьём, дротиком, огромным луком с длиннющей стрелой. «Но теперь нам нельзя охотиться»,- в первый и в последний раз с грустью говорит Элфас. Но тут же оживляется и, как бы вернувшись в счастливую пору прошлого, принимается вспоминать забавные охотничьи истории. Соплеменники перебивают его, оживлённо подсказывают, порою сами становятся рассказчиками. И если гид не остановит их, конца рассказам Вам не дождаться.
Потом - спуск по уже знакомой тропе в деревню. Там на первые роли выдвигаются женщины, которыми верховодит Мамайя – симпатичная леди с седеющими волосами. Если передавать сказанное ею своим языком, то она говорит о том, что поскольку у пигмеев нет письменности, роль главных хранителей их истории, культуры и традиций играют старики, изустно передаваемые ими из поколения в поколения легенды и мифы батва. И тут же Мамайя поведала туристам легенду о злом духе, который мешает батва жить так, как они жили раньше. Откуда-то из сумеречных зарослей леса недовольно зарокотали барабаны, затем на опушке появилось странное существо в зловещей чёрной маске. Женщины завопили и принялись кидать в него, чем придётся. «Злой дух» исчез, собравшиеся затянули протяжную песню, взывая Богу леса «вернуть его детей туда, где всегда жили их предки»...

Потом женщины проводят экскурсию по своему селению, большая часть жилищ которого зажата стоящими вблизи друг от друга толстыми стволами деревьев, между которыми, вместо стен, укреплены циновки. Их плетут из травы тут же, вместе с корзинами и мешками, используемыми в быту. Другие женщины заняты изготовлением тапы – материи из луба деревьев, куски которой ныне, вместо шкур животных, заменяют батва одежду. Другие готовят пищу на костре или греют рядом с ним детей.
На прощание танцы. Их начинают, почему-то в тёмной хижине, где под аккомпанемент щипкового инструмента улюле, батва подпрыгивая, украшают головы друг друга венками из свежей травы. Затем все высыпают наружу. Призывно гремят барабаны, своими ритмами заставляющие танцоров всё более энергично прыгать, скакать и топать, испуская при этом визг и вопли. Надо видеть, какую радость и гордость излучают лица стариков, когда к исполнению этих странных па и звуков присоединяются туристы.
Гиду положено в должное время прервать всеобщее веселье. Впереди – спуск, который надо преодолеть до того, как сгустятся сумерки.