Народ балобеду. Моджаджи – королева дождя

 

Журнал «Эхо планеты», N52 1991 года / Южно-Африканская Республика

На землях народа балобеду (лобеду), что поселилился в центре провинции Лимпопо, Вас ждёт встреча с подлинно «махровой» африканской экзотикой. Миновав город Тзанин и проехав еще минут 40 по дороге, пересекающей густой буш, среди которого разбросаны хижины общинников, Вы попадете в места, где сами того не подозревая, «уже побывали». Вспомните книгу английского мастера приключенческого жанра Генри Райдера Хаггарда «Она». Действие его романа, прекрасно передавшего природу этих мест, разворачивалось среди поражающих воображение неземной растительности и ландшафтов, окруженных мистическими поверьям и слухами.. Скорее всего поэтому первые проникшие в эти места буры дали осваиваемой ими местности название Duiwelskloof – «Дьявольской лощины». Главную роль в «локальной мистике» и тогда, да и сейчас играет «Она» - «королева дождя» из уже правящей народом баловеду более 200 лет «женской» династии Моджаджи. Неоспоримый авторитет и власть ее представительниц зиждется на вере, что королевы Моджаджи наделены некой властью над облаками, позволяющей им вызывать или останавливать дождь, то есть, иными словами, либо даровать балобиду нормальную жизнь, либо обрекать их на смерть.

И как не странно, порою даже европейцем кажется, что Маджаджи имеют некое влияние на то, что мы называем «осадками». Недаром же первые буры, появившиеся в этих овеянных загадками местах, вспомнили о дьяволе. В разгар 2-ой мировой войны, когда казалось, что солнце готово испепелить африканский юг, к «королеве дождя» за помощью обратился ни кто иной, как премьер-министр ЮАС Ян Смэтс – один из просвещеннейших политиков ХХ века, соавтор Устава ООН и личный друг У.Черчилля. Кое-кто из окрестных фермеров-африканеров, опасающихся засухи, и сегодня посылают «ко двору» недешевые подношения, а в ноябре ежегодно съезжаются в королевскую деревню Кхетлхаконе, чтобы поучаствовать в «задабривании дождя». И это по их инициативе вместо Duiwelskloof'а на географической карте ЮАР недавно появилось новое название – Modjadjikloof – “Лощина Моджаджи» Вы проедите посёлок под тем же наименованием, превратившийся в нечто вроде «столицы» балобеду, повернете немного на север и окажитесь в «Крае Священных холмов». Они укрыты растениями архаического вида, виданными Вами ранее разве что в книгах о динозаврах – ни то пальмами, ни то папоротниками. А на вершине одного из холмов заметите скопление островерхих соломенных крыш. Это и есть резиденция «королевы дождя». Проживавший не так давно среди этих холмов южноафриканский этнограф Р.Блейдс назвал их «одним из самых таинственных мест в мире».
Начнем с необычных растений, которые находятся под защитой закона в «Заповеднике пальм Моджаджи». С позиций ботаников, леса эти образуют так называемые цикады (цикосы) или саговые пальмы, уникальное строение и «образ жизни» которых мало чем сближают их с подлинными представителями семейства пальмовых. Несколько упрощая и популяризируя проблему, можно говорить о том, что они - самые древние представители среди всех здравствующих ныне видов семенных растений и, если хотите, их прародители. Окаменелые саговники находят в отложениях верхнего мелового и раннего пермского периодов, что позволяет датировать время их появления 320-280 млн. лет. Присутствие аналогичных окаменелостей в позднем карбоне, как Южной Африки, так и Аргентины, говорит о том, что цикады распространились по земле еще до разлома Гондваны. Подобно Вам, но сотни миллионов лет назад, среди цикад разгуливали динозавры... Трудно сказать, кто будет разгуливать под ними через 5 тысяч лет – именно такова средняя продолжительность жизни саговников, ненамного отстающих от баобабов.

Как правило, цикадовые имеют невысокий, по большей частью скрытый под землей и подымающийся над ее поверхностью не более чем на 1,5 м. клубнеобразный ствол, из которого, как из фонтана, расходятся перистые жесткожилистые, нередко достигающие 3 метров в длину, листья. Гораздо реже встречаются цикады со стволами свыше 10 м. м. Однако постепенно такие цикады принимают горизонтальную форму под тяжестью собственных листьев. Растущие в «лесу Моджаджи» цикады, Encephelartos transvenosus, достигают 13 метров и считаются самыми высокими в мире.
Форма листьев цикад заставляет вспомнить о других древнейших представителях флоры нашей планеты – бессемянных папоротниках, что не свойственно ни для одной другой группы семенных растений. Это обстоятельство, наряду с другими, дает повод для еще одной гипотезы: цикады стали своего рода связующим звеном в природном эксперименте перехода от размножения первоначально бесполых растений спорами к двудомным ветроопыляемым растениям.
Механизм размножения и строение генеративных органов этих уников тропической флоры крайне сложен. На мужском растении, примерно на 100-120 году его жизни начинает медленно расти яркоокрашенная ананасоподобная шишка, длиной до 80, диаметром до 20 см., а на женском появляется нечто среднее между раскрывшейся шишкой и гигантским цветком шириной до 35 см и весом более 40 кг. В процессе длительного развития обеих шишек, на женских растениях образуются яркоокрашенные семена – приманка для птиц. В их желудках семена сохраняют всхожесть и, вернувшись на землю, сначала укореняются, а через год дают первый лист – предвестник нового саговника, претендующего на возможность прожить 50 веков.

Если хотите подробнее, процитирую статью из «Большой Советской Энциклопедии» (БСЭ):
Саговники, цикадовые (Cycadopsida), класс (а также порядок и семейство) голосеменных растений. Деревья, часто с клубневидными или редьковидными стволами, скрытыми в почве, реже с высокими надземными колоннообразными стволами высотой до 18—20 м. Стволы на вершине несут крону из пучка большей частью крупных (длина до 3 м) папоротниковидных перистых жёстских листьев. Пластинки их через 1—2 года отмирают, а основания толстых черешков вместе с другими листьями (толстыми, густо-войлочными, чешуевидными) образуют на стволе подобие панциря. Саговники — двудомные ветроопыляемые растения. Микроспорофиллы со множеством сорусов на нижней стороне тесно расположены на микростробилах — мужских шишках (длина до 80 см, диаметр до 20 см). В каждом сорусе 2—3 (иногда 5) микроспорангия с многочисленными прорастающими в них микроспорами, которые после образования 3 клеток рассеиваются. Мегаспорофиллы или сходны с листьями (Cycas), но невелики, лишены хлорофилла и густо опушены, или чаще собраны в мегастробилы (женские шишки) длина до 1 м, которые весят до 40 кг. Семязачатки (большей частью их 2) обычно крупные (длина до 5 см). При развитии мегаспоры образуется группа редуцированных архегониев. Развитие мужского гаметофита происходит в так называемой пыльцевой камере, заполненной сахаристой жидкостью, где и образуются два или более крупных сперматозоида. После оплодотворения формируется зародыш с двумя семядолями
До наших дней в тропических районах мира сохранились около 100 видов саговников. Но растущие в провинции Лимпопо цикады – поголовно эндемики, нигде больше на Земле не встречающиеся. И еще одна интересная особенность. Почти везде цикады растут, преимущественно, в виде единичных экземпляров, предпочитая места, открытые солнцу. А на землях Моджаджи они образуют леса – тенистые, загадочные, порою труднопроходимые из-за жестких и колючих цикадовых листьев.
Но редко кто из местных баловеду углубляется в саговые заросли или, тем более, осмеливается добывать там сырье для саго. «Это священные леса Моджаджи, - повторяют они как бы заученную фразу. - Через эти пальмы королева общается с духами тех предков, которые знают, как пролить дождь и помочь нам вырастить хороший урожай. Нигде в округе, где нет таких деревьев, царит засуха. А у нас зеленеют леса – это они помогают королеве ниспослать дождь»...

Откуда пошла и как укрепилась эта вера во взаимосвязь: цикады - дождь? Обычно балобеду, за последние три столетия активно ассимилирующиеся с соседствующим с ними народом педи и перенявшие их язык, считают чуть ли ни некой «экзотической ветвью» этого более многочисленного этноса. Лингвисты, однако, изучая родной язык балобеду, приходят к выводу об их близости к живущими в Зимбабве шона/каранга, а также отколовшимся от них венда, ныне со всех сторон окружающих «Королевство Моджаджи». О том же говорят и исследования этнографов, отмечающие близость культуры, религии, традиций лобеду и венда с шона/каранга.
Таким образом, корни этих двух ныне южноафриканских народов уходят на север, на зимбабвийское левобережье Лимпопо и тесно переплетены с шона/каранга – создателями цивилизаций, расцветших в средневековых империях Мапунгубве, Мономатапа и Зимбабве. Это объясняет очень многое и в современной культуре и в верованиях ловеду.
Начнем с того, что на одной из самых высоких ступеней в правящей иерархии средневекового Зимбабве стояли жрицы, одной из главных обязанностей которых было «посылать дождь» соплеменникам. Одна легенда утверждает, что лет 500 назад, в пору предопределивших упадок Зимбабве династических и племенных столкновений, одному из принцев правившего в Зимбабве народа каранга во сне «явился дух предков». Его воля гласила: «Твоя дочь, принцесса Дзугундини, должна забеременеть от своего отца и родить тебе внучку. Только зачатая запретным путем, она получит в награду от предков великую власть – умение управлять облаками с земли. Это усилит влияние каранга и даст нашим потомкам возможность выжить на новых для них землях, всегда покрытых зеленым лесом. Этот лес станет главным помощников Верховной жрицы – ее и никого более. Но для этого потомки должны охранять лес и чтить традицию».

Отец выполнил волю свыше и нарек свою внучку Моджаджи – «Управляющая днём». Мне, однако, думается, что имя это было суахилийского происхождения, и попала на земли междуречья Лимпопо и Замбези с купеческими караванами, поддерживавшими торговлю Зимбабве с портами суахили на побережье Индийском океане и далее, по воде, с арабским миром, Индией и даже Китаем. Иначе откуда бы в ее имени, появился суахилийский корень с пророческим значением «маджи»- «вода»? И не отсюда ли пошло династическое имя, которое носит не одно поколение «королев дождя»?
Другие легенды повествуют, что отец несколько «подправил» волю предков и решил, что с подобной задачей лучше справится его сын – он же брат Дзугундини. Девочка родилась, была наречена все тем же именем Маджаджи, но вскоре тайна ее зачатия стала известна соплеменникам. Посрамленная и изгнанная ими, Дзугундини, однако, нашла себе защитницу и советчицу в лице собственной матери, королевы одного из племен, правивших некогда Мономатапой. Она передала дочери секреты вызывания дождя, на протяжении веков спасавшие каранга от засухи и велела покинуть родные земли, идти на юг и там с помощью ее секретов, «сплотить вокруг себя новое племя».
Собрав своих ближайших сторонников, в число которых входили и наставницы Дзугундини - жрицы дождя, королева-мать велела им перейти Лимпопо и поселиться на землях дружественных ей венда. Там Моджаджи росла и подавала все большие надежды. То ли ей повезло с погодой, то ли жрицы действительно поведали ей кое-какие секреты, позволявшие предвидеть появление осадков, но вплоть до последних дней своей жизни «Управляющей днем» удавалось делать вид, что она «управляет небом». Не приводились «ударять в грязь лицом» и другим жрицам королевских кровей. Рядовые общинники, в том числе и венда, проникались к «хозяйкам дождя» все большим доверием.

К концу XVIII века подданные наследников дочери Дзугундини, самоназывавшие себя балобеду (в просторечье – лобеду) стали столь многочисленны, что им пришлось искать себе новые земли. Они пошли вдоль многоводной тогда реки Моокетзи, переправляясь с берега на берег которой, люди нередко становились жертвами крокодилов. Река привела баловеду в «Страну баобабов», над которой возвышалась гряда холмов, заросших диковинными для них, но уже известными нам цикадами. Новоселы освоили раскинувшиеся вокруг холмов плодородные равнины, создав на них королевство, и сегодня известное под своим первоначальным названием: Га-Моджаджи. Помятуя «услугу», которую оказала им Моокетзи, «показавшая дорогу в зеленый край», балобеду возвели реку в сан «священной». А заодно провозгласили крокодилов «вражьей силой», от которой исходит смерть.
Со своей стороны, первый правитель нового королевства - вождь Мугудо был прямой потомок Дзугундини и ведал многими тайнами своей династии. Зная о пророчествах «духа предков» её отцу, Мугудо при поддержке жриц дождя объявил «священным лесом, помогающим ниспослать воду с неба» вечнозеленые заросли цикад». Но как понять услышанные во время «вещего сна» слова о том, что «лес станет главным помощников Верховной жрицы – ее и никого более»?
Ответить на этот вопрос Мугудо помоги непрекращающиеся околотронные склоки между семью его родными братьями и пятью сыновьями. Опасаясь за свою жизнь и за судьбы своего народа в случае, если соперничество между ними за власть примет вооруженный характер, вождь как-то ночью отправился в священный лес, надеясь на его «подсказку». И не успел он войти в заросли, как колючка сагового листа глубоко поранила ему детородный член. Слова «эврика» раненый вождь, конечно же, не знал, но нечто подобное, несомненно, произнес. Традиционный образ мышления сразу же привел его к выводу, что предки не хотят видеть в лесу мужчину-вождя, они готовы, как привиделось в «вещем сне», помогать лишь Верховной жрице. Кого из старух, взывавших к облакам, он может провозгласить «Верховной»? И снова эврика! Ею должна стать королева лобеду, его дочь, плоть от плоти, кровь от крови рода Моджаджи, способная наследовать чудодейственную силу своих бабок и прабабок. Но ни одна из жен Мугудо, взятых из далеких кланов, не могла помочь ему заиметь дочь с «повышенным содержанием династической крови» Моджаджи. Новая колючка больно поранила вождю темя. «Голова – хранительница традиции» - подумал вождь. А традиция.....
Через пару недель, когда совсем зажила первая рана, Мугудо принудил к соитию свою старшую дочь. Первые два младенца оказались мальчиками и были умерщвлены. Наконец, на свет появилась девочка. Некоторые источники утверждают, что за три года ее ожидания, Мугудо сошел с ума и «отправил к крокодилам» всех своих сыновей и братьев». Так обезопасив трон от претендентов по мужской линии, он тут же закрепляет матрилинейность власти на века. «Духи предков явили мне в Священном лесу свою волю, - поведал он подданным. - Впредь народом балобеду могут править только те, кому подвластны тучи и кто получает эту власть по наследству».

Как должны были понять это соплеменники, в отличие от нас знавшие, «что к чему»?- Поскольку еще много веков тому назад вожди каранга закрыли мужчинам путь в высшую иерархию вызывателей дождя, их трон отныне могла занимать только «двуединая Маджаджи» - королева лобеду и «королева дождя». Она не имела права иметь мужа и детей, но содержала в королевском краале множество «жен». Те, напротив, были «обязаны рожать девочек», из числа которых «двуединая королева» выбирала себе «дочерей, рожденных королевским супругом». Одна из них становилась любимицей королевы, провозглашалась принцессой и начинала постигать секреты «общения с духами предков», тайны «вызывания дождя» и неписаные правила проведения сакральных церемоний.
На склоне жизни, отданной воспитанию своей преемницы, действующая королева должна была передать ей «власть над дождем», а затем, приняв яд, «отойти в мир высокочтимых духов предков». Одновременное сосуществование или, тем более, взаимодействие двух «королев дождя» исключалось, ибо «могло нарушить порядок общения с теми, кто в облаках». Мугудо даже прописал «рецепт» яда: сок извлеченный из женской шишки саговой пальмы, смешанный с костным мозгом, добытым из долго пролежавшего на солнце трупа крокодила. Помните? Крокодил – «вражья сила, от которой исходит смерть».
После этих «реформ Мугудо» ведется отсчет более-менее достоверной истории династии Моджаджи по женской линии, порожденной традиционными предрассудками, подталкивавшими ее создателей на инцест и убийства. Одновременно начинается и «нумерация» королев - от Моджаджи I, взошедшей на престол в 1800 году до ожидающей ныне коронации малолетней Моджаджи VII.
Я преднамеренно излагаю все эти подробности, чтобы обратить Ваше внимание и дать Вам возможность понять то, что не может стать замеченным туристом «на местности». Речь идет о том, как древнее мифотворчество и фантасмагория легенд внедряются в умы традиционно мыслящих людей. О том, как отдельная деталь «вещего сна», а то и событие обычного дня могут обрести судьбоносную роль для целого народа, из поколения в поколение предопределять его жизнь. И о том, что даже сегодня традиционный образ мышления порою заставляет идущих мимо Вас обладателей сотовых телефонов, транзисторов и даже 4х4 не ставить под сомнение то, что следовало бы переосмыслить...

Помимо уже названных мной своеобразных обязанностей и ограничений, превращающих королеву в пленницу традиции, со времен Мугудо мало что изменялось в их затворническом существовании. Самой аскетической и ортодоксальной была Маселекване Моджаджи I (Rain Queen I Maselekwane Modjadji), пользовавшаяся неоспоримым авторитетом у многих правителей племен Южной Африки. Именно её с просьбой «послать дождь» неоднократно навещали посланцы воинственного зулусского короля Чаки. Она исполняла предписанною ей судьбой роль 54 года. Но это было не «сидение на троне», а затворническое уединение в землянке среди зарослей священногосагового леса, где она беспрестанно приносила в жертву «духам предков» петухов и козлов, взывая вместе с приведенной к ней «дочкой-принцессой» облака «извергнуть дождь». Не без труда обучив ее всем премудростям своего ремесла, Маселекване совершила ритуальный суицид.
Ее преемница, Масаланабо Моджаджи II (Rain Queen II Masalanabo Modjadji) напротив, переехала в созданный под ее же руководством Королевский крааль, не чуралась проводить время с «женами» и даже избрала себе «верховную жену» - Ликкали. Изолированная от рядовых общинников, она, тем не менее, пользовалась у них огромным авторитетом, поскольку дожди в течении 40 лет её правления были на редкость обильны. Считается, что именно Моджаджи II послужила прообразом персонажа знаменитого романа Р.Хаггарда «Она».
В южноафриканских источниках можно найти упоминание о том, что тело «королев дождя», по требованию жриц, предавали земле лишь после того, как с пролежавшего несколько дней среди цикад трупа «можно снять кожу». Ее (кожу) при отправлении недоступных глазам посторонних церемоний «интимного общения с «духами предков» используют королевы-наследницы. Там же можно прочитать, что во времена первых двух Моджаджей в состав снадобий, «привлекавших дождь», включали мозги мальчика, «приносимого в жертву облакам». Снадобья эти высушивали и во время «общенародной» ежегодной церемонии вызывания дождя в ноябре, перекладывали в священные сосуды мехаго, сделанные из черепов женщин. А лобная часть мужских черепов, обтянутых обезьяньей кожей, использовалась для изготовления маленьких барабанчиков гомона, дробь которых возвещала о прибытии Моджаджи на церемониальную площадь Кхетлхаконе. Она играла соответствующую сану «Двуединой королевы» ведущую роль в сакральных песнопениях и плясках, а затем, взяв поднесенный ей нагой девочкой факел, шла сквозь строй жриц, поджигая протягиваемые ими мехаго со снадобьями. Из них начинал валить густой едкий черный дым, след которого высоко прослеживался в небе, а затем «смешивался с облаками, отбирал у них дождь и проливал его на землю». Церемония длилась еще долго, но перед самым ее окончанием несколько мехаго торжественно переносились нагими девочками в Королевский крааль. Это был, своего рода, «вечный огонь дождя», поддерживать который обязаны Моджаджи. Не понятно, чем руководствовались королевы, но по прошествии определенного времени они вдруг решали, что «дождю пора отдохнуть». Тогда под ритмичный стук гомонов королева переворачивала мехаго, огонь, а за ним и дым, постепенно затухали. Проходило несколько дней и дожди прекращались. Нетрудно догадаться, что Королева была осведомлена о сезонном распределении осадков на землях её подданных.
В 1894 году Масаланабо Моджаджи II решила уступить трон дочери своей сестры и, по совместительству, своей « жене», Кхетоане, а сама, как и положено, отравилась. Моджаджи III (Rain Queen III Khetoane Modjadji) вошла в историю лобеду тем, что посылала дождь на их земли в течение 64 лет, яда не принимала, а умерла своей смертью. Считают, что это именно она отказалась от жертвенных мальчиков и использования их мозгов при изготовлении ритуальных снадобий. Теперь лобеду и, как видно, «духи предков», довольствуются содержимым голов черных козлов. В своих одеяниях она предпочитала голубой и синий цвета, считая их «символами дождя».

Наступали новые времена, появились активно распространявшие христианство белые миссионеры, а «королевы дождя» все еще блюли многое из архаических заветов Мугудо. Без разрешения Королевского совета вождей они не могли напрямую беседовать с чужестранцами и выезжать за пределы Га-Моджаджи без сопровождения «людей, верных заветам предков». Они должны были сторониться исполнения общественных функции, а в случае крайней необходимости могли разговаривать с общинниками только через посредство толмачей. Роль их обычно предоставлялась «королевским канцлерам» или индунам – военачальникам. Постоянно сопровождающие королеву 4 телохранителя-евнуха оберегали «хозяйку дождя» от тех, кто может ее «сглазить, навести порчу или отнять дар общения с тучами».
Однако деятельность миссионеров и та информация, которая во все большем объеме доходила и до членов династии Моджаджи через радио и газеты, не могли не привести к определенным сдвигам и в их сознании. Макома Моджаджи IV (Rain Queen IV Makoma Modjadj), ставшая «двуединой королевой» в 1959 году, разрешила себе «такую вольность», как официальный брак с мужчиной, от которого она имела несколько собственный детей. В результате ее преемницей в 1980 году впервые стала не «названная», а ее собственная старшая дочь Мокопе Моджаджи V (Rain Queen V Mokope Modjadji.)
Пользуясь подобным положением, она немало сделала для «либерализации» жизни как внутри Королевского дворца, так и во всем королевстве. Она отвела специальный день для встреч с общинниками, выслушивая их жалобы и просьбы, а затем принимала решения, которые выходили за рамки ее традиционных полномочий и не всегда нравились вершителям «светской власти» - членам Королевского совета вождей. Они было начали строить ей козни, но тут нежданно-негадано в Кхетлхаконе приземлился вертолет, из которого в качестве гостя Моджаджи V появился никто иной, как Фредерик де Клерк – белый премьер-министр ЮАР, вставший на путь демонтажа апартеида и передачи власти черному большинству. Черная «Королева дождя» и белый лидер тогда еще расистской ЮАР – это была интересная пара, а их встреча прибавила авторитета обоим. Одним из итогом этой встречи стало «историческое событие»: королева Мокопе Маджаджи V впервые разрешила сфотографировать себя белому репортеру и опубликовать свой портрет в печати, после чего ее внешность перестала быть «племенной тайной» лобеду. Подобное отступление от правил объяснили тем, что «королева дождя» уже успела передать секреты ремесла своей дочери и преемнице – принцессе Макхеале и поэтому ей было «незачем бояться чужих взглядов».

Майкопе, развивая пристрастия Моджаджи III, приняла решение объявить синий цвет «символом дождя» и ввела среди своего придворного окружения нечто вроде униформы. Шкуры и перья практически исчезли из употребления, уступив место более современным нарядам и бисерным украшениям преимущественно голубого, реже зеленого цвета. Оттенки синего должны были также преобладать в одежде всех общинников во время массовых церемоний вызывания дождя. Однако сама Моджаджи V в торжественных случаях продолжала появляться «на людях» в леопардовых шкурах, не имеющих, согласно традиции, никакого отношения к дождю, но на протяжении тысячелетий рассматривавшихся в Африке как «символ власти». Таким образом, королева давала понять, что «имеет власть над облаками» По ее же распоряжению в королевской деревне началось строительство довольно скромных, в «осовремененном» традиционном стиле зданий, именуемых ныне «дворцом Королевы».
Примерно в это же время в качестве корреспондента ТАСС и я был удостоен аудиенции королевы. Вот отрывок из статьи, опубликованной мною после этой встречи в журнале «Эхо планеты» (N 52, 1991) В 1994 году «королеву дождя» посетил сам президент ЮАР Нельсон Мандела, тем самым убедительно продемонстрировав, кого его правительство считает самой влиятельной фигурой на землях лобеду, число которых уже перевалило за 600 тыс. человек. А чуть позже он презентовал Мокопе японский седан для поездок по разбитым дорогам ее состоящего из 150 деревень королевства, а также назначил ей неплохую зарплату от правительства. И это при том, что Моджаджи V откровенно не симпатизировала возглавляемой Н. Манделой правящей партии АНК, полагая, что ее политика подрывает традиционные устои африканского общества и, в результате, ведет к ослаблению влияния династии «королев дождя».
В ноябре 2000 года 64-летняя Мокопе Моджаджи V провела в королевской деревне Сехлаконг небывало пышный сакральный обряд вызывания дождя, закончившийся громовым ливнем. А вечером, когда дождь затих, и взошла луна, королева объявила на опушке Священного леса о своем намерении провести в начале июля церемонию передачи власти своей 25-летней внучке, Макобо Констанции. Взойдя на трон, она становилась самой молодой в истории королевой дожде, и единственной из них, имевшей светское образование. Довольно необычное сочетание для традиционалистов-лобеду и совсем не подходящее для их «двуединой королевы». Как только белый гроб с телом Мокопе был предан земле, племенная знать заговорила, что сделанный Моджаджи V выбор своей наследницы противоречит всем традициям предков. Недаром же небывало жестокая и длительная засуха поразила вскоре после смерти Мокопе почти всю Южную Африку. Считалось, что ее почти не посвящали в секреты «общения с облаками», у нее не было должного опыта вызывания дождя и было мало авторитета среди тех, кто должен был ей помогать. Скорее наоборот: своим прошлым она шокировала жриц, индун и влиятельных знахарей, общавшихся с «духами предков». Получившая неплохое образование, элегантная, красивая и не чуравшаяся ни модных нарядов, ни веселых компаний, она никак не укладывалась в рамки «кодекса Мугудо». Даже будучи провозглашенной наследницей трона, она разгуливала по королевской деревне в джинсах и появлялась в баре Маджаджиклуфа в обнимку со своим бойфрендом Давидом Могале, от которого уже имела двух детей, воспитываемых в соседнем городе Тзанине.

Однако, как бы то ни было, воля Моджаджи V была еще законом и 16 апреля 2003 года у лобеду появилась новая «королева дождя» - Макобо Констанциа Моджаджи VI. (Rain Queen VI Makobo Modjadji). Сразу же после коронации она не без помощи жриц «обратилась к облакам», после чего на праздничную толпу, в разгар обычно дождливой весны, покрапал грибной дождик. Это было сочтено за хорошее предзнаменование. Моджаджи VI поздравили, отвезли «пообщаться со священным лесом», а затем – в крааль. Но вход в него Давиду Могале был запрещен, а Королевский Совет старейшин объявил , что их общие дети никогда не будут признаны членами династии Моджаджи.
В дальнейшей судьбе Макобо для меня оказывается больше белых пятен, чем в жизнеописаниях ее прабабушек и бабушек. Дожди после смерти Моджаджи V почти прекратились, неумелые попытки Моджаджи VI не порождали у знати никакого оптимизма. Общинники начали роптать, а Макоба все чаще проводила время ни с «женами» в краале, а с друзьями в Тзанине. Поговаривали даже, что за кружкой пива она не без издевки рассказывала об обучающих ее «делу» ритуальных лидерах и ставила под сомнение свои возможности «управлять дождем».
10 июня 2005 года Макобо Моджаджи VI неожиданно оказывается в госпитале города Полокване – столицы провинции Лимпопо, где через 2 дня умирает от «невыясненной болезни» на 27 году жизни. Давид Могале, а вслед за ним и многие газеты, назвали причиной ее смерти «отравление, выгодное традиционным лидерам» лобеду. Простые соплеменники тоже поговаривали об отравлении. Но, по их мнению, исходило оно от Священного леса, который «исполнил волю духов предков», недовольных образом жизни Моджаджи VI.
Сестер у «королевы дождя» не было. Единственной, кого традиция могла признать «наследницей с кровью Моджаджи» оказалась ее 3-летняя дочь, еще совсем недавно отлученная вождями от династии «королев дождя». Деваться, однако, было некуда. Дабы вообще не выпустить власть из своих рук, приближенные в свое время к Моджаджи V вожди, старейшины и жрицы пошли на попятные, провозгласив ее едва научившуюся говорить правнучку и дочь Маджаджи VI принцессой Масаланабо, будущей Моджаджи VII. До восшествия на трон ей оставалось минимум 15 лет усиленной подготовки к своим будущим непростым обязанностям. Роль регента при Масаланабо была возложена на «главного носителя крови династии», единственного брата Маджаджи VI, принца Мпапатла Бакхома..

Скорее всего, добравшись до «Лощины Маджаджи», Вы познакомитесь с этим молодым, симпатичным и вполне современным человеком, который в свободное от «придворных дел» время любит встречаться с туристами. Нередко принц даже сопровождает их экскурсии по королевскому дворцу и краалю, хранилищу священных барабанов, «лесу Маджаджи» и другим сакральным местам, а также приглашает зайти в любую из хижин простых общинников, разъясняя подробности их быта. Если королевы Моджаджи не любили вопросов и отвечали на них общими стереотипными фразами, то принц получает истинное удовольствие, объясняя туристам интересующие их детали культуры лобеду. «Только доведите до сознания своих соотечественников, - обратился ко мне во время одной из экскурсий принц, - что «в секреты вызывания дождя» я их посвящать не в праве. Этот секрет передается из поколения в поколение и является, если хотите, нашим династическим сокровищем. Главное, что должны понять здесь туристы, так это то, что «общение с тучами» не имеет ничего общего ни с колдовством, ни с ведовством. Успех зависит от состояния души того, кто взывает к дождю, от способности души воссоединиться во время церемонии с духами предков. Научиться всему этому будущая Моджаджи VII может только в Королевском краале. Ее главная школа здесь, а не там, где учатся все остальные»...
Если хотите поддержать «светскую беседу» с принцем, поговорите с ним о музыке, особенно современной, которую он неплохо знает. «Худо или нет, но я играю почти на всех музыкальных инструментах, кроме духовых, - поведал он.- После саксофонов и тромбонов у меня трескаются и распухают губы. А некрасивым я сам себе не нравлюсь».
Возможно, к тому времени, как Вы навестите земли лобеду, после посещения Королевского дворца в Кхетлхаконе, уже можно будет отобедать в современном «Отеле Моджаджи», строительство которого ведется с 2006 года по инициативе «династии». Одновременно начато сооружение этнографической деревни лобеду под названием «Крааль Мoджаджи», где можно будет увидеть ранее доступные лишь на церемониях «вызывания дождя» сакральные танцы: исполняемый женщинами секгапа и мужской динака. Принц Мпапатла согласился с предложением Университета Претории дать возможность его ученым мужам беспрепятственно заниматься изучением прошлого лобеду, собирать их фольклор и верования, вести археологические раскопки. Так на повестку дня встал вопрос о раскрытии тайн королевского селения под деревней Лебвенг. Оно относится к тем временам, когда лобеду еще окончательно не отделились от каранга. Своеобразный характер фундаментов построек, осколки керамики и обломки железных предметов, обнаруженные вокруг Лебвенга удивительно напоминают аналогичные находки в древней Туламеле, что к северо-востоку от земель балаведу. В обоих местах отчетливо прослеживается их общность с более детально изученными памятниками цивилизации Великого Зимбабве, оказывавшей, следовательно, свое влияние на народы, жившие к югу от Лимпопо.

И совсем неожиданный поворот событий, свидетельствующий о том, что на «высшем уровне» правительства ЮАР к королев дождя относятся на полном серьезе. В 2008 году в состав ВМФ этой страны была введена новая подводная лодка, в честь основательницы династии названная «Королева Моджаджи I». Одним из тех, кто управляет ее сложным электронным оборудованием стал правнук Мoджаджи V. На его морской форме - эмблема подлодки с именем прапрапрабабки. Как отреагировали на это событие в «Дьявольской лощине»? Там бытует мнение, что это всевышние силы подсказали правительству ЮАР создать для духа Моджаджи I некие «комфортабельные условия» находиться среди «большой воды» и оттуда посылать благодатные дожди на земли Венда.
Покидая земли лобеду, Вы, конечно же, зададите вопрос: «Где искать объяснение тому, что дожди не обходят стороной земли вокруг Дьявольской долины?» Похоже на то, что ответы, скорее всего, дадут нам... геологи. Они установили, что самые больши в мире цикады священного «леса Моджаджи» уцелели лишь там, где почвы сформировались на гранитоидах докембрия, богатых железистыми кварцитами. Это наводит на мысль о существовании в районе расселения лобеду железорудной аномалии, которая, словно магнит, притягивает облака, формирующиеся в этом районе, открытом влажным теплым ветрам Индийского океана.

* В 2016 году трон «Королевы дождя» всё ещё оставался пуст...