Церемония Инчвала или Праздник первых плодов

 

Королевство Свазиленд - Inchwala Ceremony / First Fruits Ceremony

Общенациональная церемония Инчвала – самое важное, массовое, экзотическое и окрашенное сакральным мистицизмом событие в жизни Свазиленда. С участием короля, оно разыгрывается в Лобамбе – королевском селении, что в Небесной долине Эзулвини.
В туристской и популярной литературе церемонию принято, обычно, называть «Праздником первых плодов», хотя, строго говоря, в некоторые годы полтора месяца, что вместе с приготовлениями длится Инчвала, о «плодах» вспоминают лишь в самом её конце. Традиционно мыслящие свази считают эту церемонию ритуальным обрядом и называют «Праздником Королевского Сана», во время которого свази объединяется, чтобы почтить монарха и, как они веруют, сообща помочь ему духовно очиститься, восстановить свои силы, дабы «сидя на троне, король мог думать о тех, кто роет землю». Поговорка гласит: «Нет короля, нет и Инчвалы».
Очевидно, что церемония эта, уходящая своими корнями вглубь веков, являет нам один из последних примеров того, что было общей практикой во многих странах Черного континента. Программа Инчвалы затвержена традицией. Изменяется возраст её участников, уходят одни исполнители ролей и приходят другие. Но в этом году Вы увидите то же представление, что разыгрывалось по тому же сценарию, что и полвека назад. И, нет ничего удивительного в том, что сохранилась эта церемония именно в Королевстве Свазиленд – единственной дожившей до наших дней традиционной абсолютной монархии в Африке. На её феерически красочные и экзотические массовые действа допускают зрителей, в том числе и туристов. Однако, главные сакральные обряды, призванные «поддержать способность монарха к умножению королевского рода в пример другим» и, поэтому, носящие интимный характер, остаются окутанными тайной. Свази резонно считают, что при отправлении определённых ритуальных действ, их народ «должен остаться сам с собою и обойтись без посторонних глаз»

Дата начала Инчвалы определяется королевскими астрономами в зависимости от положения солнца и фазы луны. Однако, поскольку мало кто из туристов собирается участвовать в её подготовительных фазах, важно знать: кульминация Инчвалы всегда приходится на период полной луны, самый близкий к самому продолжительному летнему дню Южного полушария – 21 декабря. Так что, собравшись встречать Новый год в ЮАР, всегда можно в нужные дни смотаться в Свазиленд...
Если Вы окажитесь там, скажем, на 4-й день того, что называется «Большой Инчвалой», то сразу же подметите её отличие от другого, завоёвывающего среди туристов всё большую популярность, торжества свази – Умхланги или Танца тростника. Там главная роль принадлежит десяткам тысяч девственниц, не скрывающих своих прелестей. Инчвала – праздник мужчин, демонстрирующих публике свою воинственность, силу и ловкость. Не обязательно присутствуя на публике, её главное действующее лицо – сам король, «мужчина N1». Вниманием к празднику он как бы объединяет съехавшихся в Лобамбу представителей всех племен свази в единый народ.
Утром четвертого дня в месте проведения главной церемонии собирается королевская рать – тысячи мужчин со всех концов Свазиленда, преимущественно рядовые общинники. Большинство из них – в традиционных нарядах воинов: некое подобие юбки из мягкой шкуры антилопы, покрывающие торс распушённые накидки из бычьих хвостов, привязанный к правой руке пушистый белый шарик из овчины, несколько чёрных перьев в голове. Не всегда всё можно разглядеть, поскольку от земли и выше пояса фигуры воинов обычно закрывают огромные щиты из грубо выделанных, жёстких коричневых, чёрных, белых, пятнистых воловьих шкур. Во избежание непредвиденного, одни вожди запрещают, но другие – поощряют желание «рядовых» иметь при себе длинные копья. Но прочего оружия – коротких ассегаев, секир, метательных дубинок с набалдашником, топоров и боевых палок под названием умзака – хоть отбавляй. Среди этой пёстрой толпы еще более пёстрыми одеяниями выделяются чины постарше и вожди в леопардовых шкурах и умопомрачительных головных уборах и нередко ярко окрашенных перьев. Бисерные цепочки на шее с подвесками – это своего рода «погоны», информирующие о звании, роде войск и племенной принадлежности воина.

В ожидании выхода короля, старейшины тихо запевают, а рядовые громко подхватывают ритуальные гимны. Иногда мужчины расступаются, давая возможность выйти вперёд мальчиком в набедренных повязках. Не всегда слаженным хором, как бы пытаясь утихомирить обуревающие толпу эмоции, они исполняют колыбельные песни.
Вдруг бешено стучат тамтамы, лишь изредка умеряя свой пыл для того, чтобы разрешить подать голос ксилофонам маримба. Теперь пение доносится откуда-то издалека, из-за загородки, где столпились тысячи подданных, преимущественно женщины. Воины начинают медленно раскачиваться, а их старейшины, дождавшись призывных звуков маримб, кричат в такт ксилофонам: «Ингвеньяма! Ингвеньяма! Ингвеньяма!» В переводе с сисвати — официального языка Свазиленда — это слово означает «лев». Традиция свази ассоциирует монархов с самыми сильными и мудрыми представителями животного мира и официально разрешает употреблять связанные с ними прозвища. Поэтому, обращаясь к королю Мсвати III, совсем не обязательно начинать с вычурной фразы: «Ваше королевское величество». Достаточно сказать просто: «Ингвеньяма». Прочие титулы короля - Сын Слонихи, Буйвол Необъяснимый, Великая Гора — менее почетны, и поэтому, о них вспоминают редко - «Ингвеньяма!» — славят своего короля предводители воинских полков. - «Ингвеньяма! Ингвеньяма! Ингвеньяма!» - многоголосым эхом подхватывает толпа.

Появляются облачённые в ярко-красные мундиры королевские музыканты с ослепительно блестящими на солнце медными трубами. Звучат первые аккорды ритуальной мелодии. На достаточном отдалении против воинов, под зелёным навесом начинает появляться высшая знать - многочисленные умнтфвана бенкоси - принцы крови, индуны — губернаторы округов и сикулу — влиятельные вожди. Практически все они - родственники короля и принадлежат к одному правящему в Свазиленде клану Нкоси-Дламини - роду аристократов. Однако, все они тоже пришли на этот праздник без смокингов, манишек и галстуков-бабочек. Принцы довольствуются шкурами леопарда, а вожди - нарядами из меха тех животных, которые считаются покровителями их племен. На губернаторах и высших чиновниках - национальные одеяния свази, ярко-красные тоги под названием имахийа, нередко украшенные на спине изображением Мсвати III.
Тамтамы отбивают странный ритм – на первых рядах трибуны усаживаются жёны короля – имакхосикати (к середине 2015 года их было 15) и куда более многочисленные принцессы – бантфу бенкоси. Во время Умхланги они одеты до предела откровенно. Но в кульминационные часы Инчвалы, когда нельзя отвлекать внимание мужчин, до поры до времени всё прикрыто красными тогами с белым и чёрным, реже синим, орнаментом.

Три недели, предшествовавшие началу Инчвалы, практически всё мужское население Свазиленда готовились к этому своему великому празднику. Беспричинный отказ от участия в нём воинов рассматривается традиционалистами чуть ли ни как государственная измена.
Примерно за 3 недели до вышеописанных событий, группа «людей воды»» - беманти, после восхода луны пешком отправляется из Лобамбы на побережье Индийского океана, туда, откуда в XVI веке пришли на горные равнины Свазиленда пращуры нынешних жителей этой страны - «настоящие а-ма-нгване». Потом были еще две волны миграций, обусловившие появление еще двух этноисторических групп современных свази. Однако гордые Дламини выводят свою родословную именно от «настоящих», некогда живших на берегу благодатной океанской бухты Делагоа.
Там, неподалеку от нынешней мозамбикской столицы Мапуту, беманти собирают в тыквенные сосуды-калабаши пену океанских волн. Одновременно, их коллеги наполняют калабаши водой рек и водопадов северо-восточного Свазиленда. Считается, что пена и вода «земли предков» обладает чудодейственным влиянием на верховных правителей свази, «очищает их от прошлого и вселяет силы на будущее» Не терпя промедления, беманти торжественно доставляют калабаши в Лобамбу. Чисто вымывшись после дальней дороги и переодевшись в соответствующие наряды, они, исполняя священные песнопения, передают «влагу предков» королю. В благодарность их угощают пивом, сваренным под присмотром самой Королевы-Матери, имеющей традиционный титул Индловукази - «Госпожа Слониха».
С этого момента начинается «Малая Инчвала». Король отправляется в уединение. В присутствии придворных знахарей - тиньянга, он, используя «пену моря предков» и «воды родной земли», совершает тайные обряды. О них - множество слухов. Но именно те, кто осведомлены, как говорят острословы-свази, «набрав пены в рот», упорно молчат уже несколько столетий.
14 дней спустя, за одну ночь до появления полной луны, на освещённых её мерцающим светом горных и лесных тропах всего Королевства, появляются тысячи мальчишек и юношей. Все они направляются в Лудзидзини - деревню Королевы-Матери. О своём прибытии они извещают пронзительным свистом и пением ритуальных гимнов, исполнять которые в любой иной день запрещено. Так начинается «Большая Инчвала».

1-й день мальчишки и парни отдыхают, а затем, распевая всё те же гимны, вместе с прибывающими со всех концов Свазиленда эмабутфо - «полками» общинников, идут в главную резиденцию Мсвати III – Лозита. Там женская часть королевской семьи из тех, кто помоложе, устраивает танцы Ближе к вечеру, старейшины отдают приказ мужской половине молодёжи разойтись по указанным ими местам на склонах горы Балунга, чтобы всю ночь резать там ветви лусеквены—священной акации плодородия. Одновременно, это и своеобразный тест для юношей. Согласно одному из поверий свази, собирающие ветви парни должны быть «чистыми» или «не познавшими женщин». Коли не так, они не донесут до Лудзидзини свежие ветви: их листья завянут. Чем большую ветку срубил юноша, тем преданнее служит он Ингвеньяме.
Взвалив на плечи ношу потяжелее, первые группы юношей возвращаются поближе к Лобамбе и дождавшись, когда солнце окажется в зените, вносят ветки в королевский крааль. Ходившие далеко, будут возвращаться попозднее, вплоть до захода солнца. Всё это время за ними не без интереса наблюдают девушки, следящие за свежестью приносимых каждым ветвей. А вечером на «Мерседесах» к ним в гости привезут пышущих красотой и здоровьем принцесс - помочь парням расслабиться перед предстоящей ответственной работой. По традиции девушкам королевских кровей, в подобных случаях следует довольствоваться обильно обшитыми бисером очень короткими юбками – индламу, а выше – всё больше украшениями. К танцам также присоединяются воины традиционных полков, часть которых обеспечивает веселью музыкальное сопровождение на барабанах.

2-ой день мальчишки и парни, по возможности освободившись от одежды, напевая и пританцовывая, переносят свои ветки лусеквены в сибайя – огромный королевский загон для крупного рогатого скота, который станет эпицентром дальнейших зрелищных этапов Инчвалы. Те, кто поменьше, принимаются отдирать листья лусеквены от веток, а парни постарше – сплетать из них фрагменты того, что им предстоит начать строить, как только солнце окажется в зените. Это - новый забор вокруг королевского сибайя и помещающееся за забором инхламбело – ритуальное частное прибежище короля в последующие дни Инчвалы. Сделав своё дело, мальчишки до конца дня будут выметать красный земляной пол королевского скотного двора и посыпать его зелеными листьями лусеквены. И они, и парни, пришли на эту «стройку» со всех концов Свазиленда, населенных разными племенами свази. Поэтому плоды их работы будут символизировать единство народа свази и его преданность Ингвеньяме. Тысячи собравшихся вокруг крааля людей - преимущественно в красных тогах, создают яркий фон происходящему.

3-й день, с утра пораньше, толпа разодетых зрителей собирается в королевской деревне, стараясь занять место поближе к её главным воротам. Через них загоняют разъяренного черного быка. Он несется на толпу, а наперерез ему направляются юноши, на бегу освобождающиеся от своих нарядов из шкур. Некоторые на полпути останавливаются в нерешительности. Другие, наперекор опасности, бросаются прямо под копыта свирепому животному, виснут на рогах, пытаются взобраться на спину. Тысячи зрителей вопят и пляшут от восторга.
В конечном итоге, обвешанный десятком парней, уставший бык прекращает сопротивление. Его тянут в загон, а юноши-триумфаторы удостаиваются чести провести остаток дня, сидя рядом с вождями племён, облачившихся, в преддверии победы над быком, в порою трудно описуемые наряды. Потом парней зачисляют в королевскую охрану и разрешат в течение всей жизни носить набедренную повязку, символизирующую мужество. Раньше такие повязки делали из куска леопардовой шкуры, теперь – из лоскута имитирующей её китайской ткани.

Победно гремят тамтамы, возвещающие о том, что быка закололи. Деликатно выражаясь, «некоторые его части» с гарниром из целительных трав, будут тотчас же использованы как исцеляющее и взбодряющее блюдо для короля. А бычья туша, вместе с тушами нескольких десятков других быков из королевского крааля, заколотых по приказу Ингвеньямы, будет использована для пиршества по завершению завтрашних торжеств. Индуны затягивают песню, которую затем подхватывают все присутствующие и, сменяя одну за другой, исполняют до полуночи. Эти песни — неисчерпаемый кладезь мудрости народной, источник сведений о прошлом свази, изобилующий доподлинными историческими фактами. Время от времени песнопения сменяют воинственные танцы.

4-й день торжеств, с которого я и начал рассказ об Инчвале, достигает своего апогея с появлением в скотном дворе короля Мсвати III. Он облачён в церемониальный наряд, в котором внимание привлекает ни столько кажущаяся на нём «делом обычным» шкура леопарда, сколько юбка, сплетённая из молодых ветвей лусеквены и огромный головной убор из черных перьев длиннохвостого бархатного ткача, именуемого у свази сакабула. Расточая улыбки, Ингвеньяма взмахом руки приветствует подданных, обходит королевские полки, потом традиционные полки, рядовые которых стоят перед ним навытяжку в подобающих для участия в Инчвале накидках – сикеджа, сплетённых из хвостов, преимущественно, белых коров. Затем Ингвеньяма присоединяется к танцующим.
Пот струится по королевскому лицу, смазанному знахарем по случаю торжеств смолистыми снадобьями. Если он на мгновение и останавливается, то лишь для того, чтобы поправить накидку на плече. В этот момент услужливые царедворцы вставляют в его волосы потерянные во время танца чёрные перья, а девушки осыпают монарха мелко истолченными листьями священного дерева имбондво. Время от времени губернские сановники в тогах-емахийях, расставив руки и встав в круг, создают вокруг короля нечто вроде огненно-красной изгороди. Это тоже символ, говорящий о том, что все земли Королевства сплочены вокруг Ингвеньямы.
Минут двадцать спустя, явно уставший монарх направляется в благоухающее свежестью инхламбело. Там ему предстоит совершить то, что обычно выдаётся туристам за главное в Инчвале. После завершения очередной серии ритуалов, ему, согласно традиции, в преддверии Нового года у свази, надлежит вкусить плоды нового урожая, тем самым разрешив всем жителям Королевства использовать их на праздничном столе.
Дабы доказать свою силу и превосходство, король выбирает самый «трудоёмкий» для этой ритуальной дегустации плод – тыкву. Кто знает, быть может, тиньянги заранее облегчили эту задачу? Но недаром же король зовётся Ингвеньямой! Подобно льву, он откусывает большой кусок тыквы и, гордо держа его в поднятой руке, медленно покидает инхламбело. Восторгу публики нет предела. Мсвати III съедает мякоть, а корку запускает в сторону воинов, которым надлежит налету подхватить её на щит, причём не любой, а только из чёрной шкуры. Со стороны, кажется, что безумие охватило десятки тысяч собравшихся. Все кричат, машут руками и прыгают. Вошедшие в экстаз воины исполняют танцы, па которых находятся на пределе человеческих возможностей. Затем под аккомпанемент песен, звучавших и 200 лет назад, они инсценируют боевые баталии былых времён, берутся за щиты, размахивают копьями, секирами и дубинками. Среди них по красным перьям на голове можно отличить принцев королевской крови. Затем напротив воинов начинают танцевать принцессы, а то и королевские жёны. Почти все девушки – топлесс. Замужние женщины танцуют в чёрных юбках и традиционных красных тогах. По приказу Его Величества зрителей из глиняных горшков угощают кукурузным пивом тжвала.
Новость об опробованной королем тыкве с помощью радио, ТВ, а то и тамтамов, тотчас же разносится по Королевству. Пройдет час-другой, и над хижинами даже самых отдалённых от Лобамбы деревень в небо потянутся струйки голубого дыма, загорятся костры. Это хозяйки примутся готовить из «первых плодов» угощения к Новому году, наступающему у свази сразу же после завершения Инчвалы.

5-й день – для отдыха и раздумий. Король проводит его, уединившись в священном инхламбело. Его воинам почему-то запрещено в этот день обмениваться рукопожатиями друг с другом и вступать в любовные отношения даже с жёнами. Большую часть времени тем положено проводить на кухне, приготавливая блюда из «принесшей всем свази радость луселвы» - тыквы.

6-й - последний день Инчвалы, именуется «Днём очищения». Чуть взойдет солнце, придворные знахари начнут ритуальные омовения короля остатками принесённых в Лобамбу ещё в самом начале церемонии «пены моря предков» и «вод родной земли». Затем в огонь попадёт постельное бельё и одежда короля, поскольку «Новый год требует обновления». В кострах уничтожат тыквы прошлого урожая, кости съеденных на торжествах быков и «праздничный мусор». Потом, расчистив королевский хлев, воины традиционных полков и помогающие им женщины начнут танцевать под аккомпанемент песни имигубхо, призывающей небо ниспослать дождь и погасить очистительные костры, полыхающие по всей стране. Как не странно, но нередко небо откликается на их просьбу.
Вечером по всей стране начинаются кутежи. Заранее сваренное из сорго домашнее пиво умкомботси льётся рекой. В это время туристам лучше оставаться в гостиницах. Но не потому, что они – белые, а потому, что их отказ от предложения выпить умкомботси воспринимается свази как оскорбление, небрежение их традиции.

КРОМЕ ТОГО, В ДНИ ИНЧВАЛЫ ТУРИСТАМ СЛЕДУЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ МЕСТНЫХ ПРАВИЛ:

• Женщины могут появляться на церемонии только в юбках или саронгах.
• Мужчины не могут одевать шляпы или иные головные уборы, кроме традиционных.
• В местах исполнения традиционных танцев следует снимать обувь.
• Запрещается проникать в инхламбело и, тем более, пытаться делать там любые съёмки. Для съёмок в других местах лучше иметь официальное разрешение.
• Не бить опорожнённые бутылки, не бросать горящие окурки на сухую траву.
• Пользоваться только туалетами !!!