Лабиринты истории народа балунда

 

Замбия - Провинция Луалаба

Балунда (а если в единственном числе, то лунда) - народ общительный и красивый. Мелкие черты лица придают их женщинам особую миловидность, а с мужчин скульпторы когда-нибудь будут лепить черных Аполлонов. Но еще недавно, естество портила традиция. Полвека назад у женщин, особенно постарше, верхние зубы часто были подпилины так, что выглядели, как пила. А у стариков иногда были отрубленные уши. Так даже в начале XX века правители племен расправлялись с ворами и неверными. У балунда интересное и богатое прошлое. Известно, что в XV— XVII веках в Центральной Африке сложилось царство Луба-Лунда, которое простиралось от границ Колы (Анголы) через алмазоносную реку Касаи до богатой медью Катанги, что на территории современной ДР Конго, вдоль границы с Замбией. Жили на востоке этого царства, главным образом, балунда, но первым правителем их земель стал выходец из племени балуба. Он принял титул мвато-ямбо (верховный вождь), отчего и его страну начали называть Мвато-Ямбо. Его соратники завоевывали все новые и новые земли, во главе которых ставили совмещавших в одном лице военных и духовных предводителей — казембе.
В своих прежних огромных размерах царство Луба-Лунда до наших дней, конечно же, сохраниться не могло. Но его осколок — Катанга, расположенная на традиционных землях балуба, все еще признающих власть мвато-ямбо,— существует и сегодня. Правивший в Катанге в начале 1960-х годов Мвато-Ямбо XXIV выдал свою дочь замуж за, наверное, памятного Вам Моиза Чомбе - катангского сепаратиста, лунду по происхождению. Именно его поддержкой пользовался Чомбе, когда добивался создания «независимой Катанги». После смерти тестя, Чомбе сначала пытался провозгласить себя правителем (казембе) конголезских балунда, а затем, опираясь на их поддержку,стать «императором» Катанги. Но вожди и старейшины племен обоих народов, слишком хорошо знавшие своего продажного соплеменника, заподозрив, что Моиз предаст и их, избрали на трон молодого царька Мушиди.

Тот умер при загадочных обстоятельствах в 1968 году, и клан Чомбе взял реванш. Верховным вождем — Мвато-Ямбо XXVI — был провозглашен Давид Чомбе, брат катангского премьера. Недавний выпускник миссионер-ской школы и преуспевающий бизнесмен, Давид получил из рук старейшин символ власти — медный браслет и занял положение божества. Даже самые близкие приближенные должны были входить в его резиденцию в Мусонго на коленях. Ни жены Мвато-Ямбо XXVI, ни вожди не имели права сидеть в его присутствии. Так марионеточный император стремился укрепить свою никем не поддерживаемую власть...
Это недавняя действительность. А вот легенда, повествующая о временах далеких, когда мвато-ямбо тоже были тиранами. Один из них, правивший примерно в 1600 году, возжелал быть владыкой луны и солнца. Для этого он приказал своим подданным строить в поднебесье башню. Тысячи людей, согнанных со всей страны, пытались создать ее. Но как только башня начинала возвышаться над лесом, который балунда и балуба считали обителью Богов, она рушилась, погребая под собой строителей. И чтобы спастись от гибели, многие люди начали покидать Мвато-Ямбо.
Так объясняет легенда причину великого переселения балуба и балунда. Во главе многих беглецов стали казембе, которые не хотели подчиняться самодурству верховного вождя. Одни казембе повели своих людей туда, где «не было земли, а трава и деревья росли прямо из воды». Другие пошли дальше на юг, где «сухая земля, зеленые камни и мало воды». В легенде много географических истин. Очень многие замбийские племена родственны конголезским, и даже сегодня называют своей прародиной земли нынешнего Конго. Люди, осевшие там, где «трава и деревья росли прямо из воды»,— это племена, ныне населяющие земли, среди которых на территории Замбии лежат болота Бангвеулу, Мверу и Мверу Вантипа: замбийские балунда, мукулу, нгумбо, ауши, кабенде. Все они говорят на диалектах чилунда - языка народа балунда и имеют общий с ними тотем «Бена-Нгома» - большой барабан, обшитый шкурой зебры.

А люди, ушедшие в сторону «сухих земель» — это балуба. Мигрируя на юго-запад, они вступили на территории, изначально контролировавшиеся народом бемба. В определенной степени, луба навязали им свои обычаи, но впоследствии переняли у аборигенов их язык – чибемба и ассимилировались с ними. «Зеленые камни», о которых упоминает легенда – это малахит, свидетельство того, что речь идет о тех районах Замбии, где уже второе столетие разрабатываются одни из крупнейших в мире месторождений меди – главного богатства Республики. Замбийская провинция, где добывается этот цветной металл, называется Коппербелт – «Медный пояс». Это промышленный или, как говаривалось ранее, «пролетарский край», где естественные ландшафты оттеснили отвалы отработанной породы и дымящие трубы обогатительных и химических заводов, а местное горняцкое население утратило свои некогда яркие обычаи и традиции. На смену им пришли танцы в чёрных резиновых шахтерских сапогах и желтых пластиковых касках. Туристов в Коппербелт не возят.
Зато на земли балунда западные гости в последнее время зачастили. Ведь не так много в Африке народов с такой, как у них, необычной историей и династией Верховных вождей (иногда их называют даже королями), которые пережив все перепитии колониальной поры и межплеменной вражды, ныне умудряются сохранять свою власть и авторитет внутри светской Республики. К концу XVII века вожди замбийских балунда, продолжая поддерживать традиционные, в том числе и брачные, связи с правящей верхушкой конголезских балуба, начали создавать собственную конфедерацию племенных объединений, получившую у европейских историков название Королевство Лунда.

Отсчет его истории можно вести с 1740 года, когда Казембе II Каньембо Мпембо, вместе со своими подданными из Конго пересек реку Луалаба. Им же была заложена традиция «нумеровать» правителей Лунды не по их собственным именам, а по очередности присутствия на троне представителей правящей династии, присвоившей себе памятное еще со времён Мвато-Ямбо название первых военных и духовных предводителей племен балунда - «казембе». Появился также титул «мвата» - в понимании балунда – «Верховный Правитель», в понимании европейцев - «король». И только вслед за этими пышными титулами следовало имя собственно правящей персоны. Таким образом, если преемник вышеназванного владыки Лунда фигурирует в их официальной истории как Мвата Казембе III Луквеса Илунга Мпемба, то дословно это надо понимать: 3-й Верховный Правитель (король) из династии Казембе (военных и духовных предводителей) по имени Луквеса Мпемба.

Изначальным ядром территории Лунда были именно земли, простиравшиеся от восточного побережья Бангвеулу вдоль плодородной долины реки Луапула к равнинам, окружающим озеру Мверу. Во второй половине XVIII века Казембе ставят под свой контроль земли, простирающиеся далеко на северо-восток и выходят к побережью озера Танганьика. Ко второй половине XIX века площадь Королевства увеличилась вдвое и приблизилась к 300 тыс. кв.км. Объединяющим началом этой этнически пестрой империи был язык чилунда и вера в Верховного бога Нзамби. Его волю передавали звуки священного барабана «Бена-Нгома», понимаемые лишь Казембе и, поэтому, становившегося для общинников-балунда представителем Бога на их землях.
Государство Лундa представляло собою примитивное, но довольно успешное образование, даже на удаленных от центра землях собиравшее дань слоновой костью и сельхозпродукцией с сохраняющих автономию племен. Со временем Казембе включились через купцов васуахили в работорговлю и даже продавали соседям изделия своих кузнецов – мотыги, наконечники для копий и стрел, медные украшения и т.д. Последнее очень важно, поскольку делает лунда пионерами освоения плавки железа среди негроидов ЮА субконтинента.
Как и у многих народов бассейна реки Конго, у балунда есть много обычаев, очень неудобных для тех, кто хочет разобраться в бесписьменной истории Африки. Один из них, связанный с ритуалом «ухода от смерти», предписывает балунда каждый раз после похорон своего верховного вождя покидать его столицу и создавать новую в случае, если очередной правитель недолюбливал своего предшественника. Он с ритуальной пышностью сжигал старую столицу и создавал, по-иному называющуюся, новую. Происходило это за последние полтора столетия не менее 6-ти раз. Однако, используя современную терминологию, «формальные» названия, существовали вне обихода и разговорной речи балунда. У них есть традиция использовать термин «Мвата Казембе» не только в значении «Верховный Правитель династии Казембе», но и ситуативно, в значении «Казембе - место, где в данный момент живет Верховный Правитель».

В понимании непосвященных иностранцев подобное «место», конечно же, ассоциировалось с понятием «столица». Поэтому, все европейцы, которых принимали действительно в столице, формально именовавшейся, например, «Х», не ведая о ее подлинном названии, писали, что были удостоены приема «королем» в городе Казембе. Такого же мнения придерживались и те, кого правитель балунда удостоил аудиенции, скажем, в родном селении «Y”. В число дезориентированных этим обычаем попали и авторы, описывающие пребывание на землях балунда Давида Ливингстона. В действительности, скорее всего, он встречался в 1867 и 1868 гг. с Мвато Казембе VII в селении, ныне именуемом Канйембо. Онo расположенo в 25 км. к северу от современного замбийского города, именуемого на официиальных картах Казембе. Но среди балунда он известен под названием Мвансабомбве - по имени расположенной в его окрестностях королевской деревни ныне здравствующего Мвато Казембе XIX.
Первой столицей Королевства Лунда было одноименное селение - Лунда, почитаемое ныне как Главная усыпальница Верховных Правителей. Первым из европейцев, в 1796 году добравшимся до этого города, был португалец Мануэл Каэтану Перейра, который пришел туда из Софалы, что на побережье Индийского океана. Он пишет, что «у тамошних черных по имени балумбы есть столица Казембе», которая представляет собою «крупный город, улицы которого ежедневно поливали водой... Правитель балундов имеет в своем войске двадцать тысяч обученных солдат и живет в просторном дворце». В 1831 году из португальского форта Сена на реке Замбези до мнимой столицей «Казембе», а на самом деле – столичной деревни Тока, добрался в сопровождении 20 солдат и 120 рабов майор Антониу Гамиту. В походном журнале он записал: « Мы, конечно, никогда не ожидали, что властелин столь отдаленного от морского побережья и цивилизации места станет встречать нас столь церемонно, удивляя своим великолепием и окружающей его роскошью». Принимавший португальцев Мвата Казембе IV Каньемба Келека Майи выразил заинтересованность в покупке у белых гостей огнестрельного оружия и обещал платить за него золотом. Но он ответил категорическим «нет» на просьбу португальцев использовать его земли в качестве коридора между колониями Лиссабона – Анголой на Атлантическом и Мозамбиком – на Индийском океане.
В эти же годы арабские и суахилийские купцы активизировали работорговлю, обескровившую лунда и их союзников. Добравшись до земель Королевства Лунда еще в середине XVIII века, они со временем проложили постоянные маршруты торговли живым товаром, а также медью и слоновой кость, начинавшиеся на Занзибаре или в Момбасе, проходившие по подвластным Мвата Казембе землям и заканчивавшиеся в Катанге или на побережье озера Танганьика. Тогдашний Верховный Правитель балунда находился в постоянном конфликте с печально знаменитым Типпу Типом – самым влиятельным и богатым работорговцем своего времени. Практически в плену у Мвата Казембе провел немало времени другой занзибарец, разбогатевший на торговле людьми – Мохаммад бин Салех, прозванный балунду «мпамари» - «дьявол».

Великий шотландский путешественник, первооткрыватель озер Бангвеулу, Мверу, Мверу Вантипа и реки Луалаба побывал на расположенных между ними землях балунда дважды – в 1867 и 1868гг. и собственными глазами видел те беды, которые несла им работорговля. От величия описанных португальцами Kазембе -“столицы” (нынешний город Каньембо) и Казембе - короля осталось немного. Да и сам Мвата Казембе VII Мвонга Нсемба, принимавший Д. Ливингстона, признался ему, что «Королевство ныне не столь богато, как нашли его португальцы».
В знаменитой неоконченной книге о своем последнем путешествии по Центральной Африке, Д. Ливингстон пишет, что дворец Верховного Правителя представлял собою гигантскую хижину, окруженную жилищами поменьше для жен и слуг. Все это было огорожено стеной из тростника высотой в восемьдесят футов. Въезд украшали 60 человеческих черепов. Принимая белого гостя, , Казембе сидел перед хижиной на разосланных по земле львиных и леопардовых шкурах. В его одеянии преобладали яркие синие и красные цвета, роль короны исполняла расшитая цветными бусинками кепка, в которую были понатыканы желтые перья. Познакомившись затем с бытом вокруг королевской хижины, и отметив, что «самым распространенным наказанием для местных чиновников было отрезание ножницами кусочков ушей», путешественник записал в дневнике: «Народ здесь, по-видимому, самый дикий из всех видимых мною». Но Д.Ливингстона вождь принял любезно, разрешил свободно путешествовать куда хочет и, что самое главное, объяснил ему, что река Луапула, втекая в Бангвеулу, а из него - в озеро Мверу, далее несет свои воды не на север, а на запад, впадая в Конго. Эта информация подтверждала, что предположения о связи Бангвеулу с истоками Нила – ошибочно.

Хотя Давид Ливингстон был великим христианином и гуманистом, но сам того не желая, он своими великими географическими открытиями проложил на карте пути колонизаторам. Вслед за ним на богатейшие по тем временам медью и алмазами земли луба и бемба устремились горнорудные компании, с запада военным путем поддерживаемые Бельгией и Францией, а с востока – Великобританией. Справедливости ради надо сказать, что замбийским балунда повезло больше других. Когда колониальные захваты на территории нынешней Замбии завершились, англичане не без разочарования узнали, что недра земель Мвата Казембе прибылей им не обещают. Медь они интенсивно начали добывать чуть к юго-западу от них, а балунда с их обширными водоемами и плодородными равнинами отвели роль поставщиков рыбы и сельхозпродукции в горняцкие районы. На первых порах отношения колонизаторов с Верховным Правителем балунда, который после появления границы между Бельгийским Конго и Северной Родезией формально потерял власть над своими подданными к западу от Луалабы, складывались, как и следовало ожидать. Англичане, исключительно острастки ради, сожгли столицу Мвата Казембе, предварительно не применив присвоить богатейшую коллекцию старых произведений искусства балунду и луба. Большая часть этих раритетов была перевезена за тысячу километров на юг, в Южную Родезию. Ныне она выставлена в зимбабвийском музее Булавайо под именем ее похитителя как «Коллекция Кадрингтона». Уничтожение столицы сопровождалось убийством сотен ее жителей, а затем бегством Мвата Казембе, укрывшегося в протестантской миссии. Однако, вскоре выходцы с туманного Альбиона поняли, что жизнь среди тропических болот приносит им мало радостей. На землях балунда англичан было очень мало, сидели они, преимущественно в городке Форт Роусбери, со временем превратившемся в столицу всей замбийской провинции Луапула под именем Манса. Как и повсюду в Африке, англичане, в отличие от французов, стремились создавать так называемую «систему косвенного управления туземцами», т.е. реализовывать свою политики через традиционных вождей. Осмотревшись вокруг и познакомившись с устройством общества балумба, они вскоре поняли, что с их Верховным Правителем следует помириться.

Предложив Мвата Казембе Х вернуться назад, они назначили ему оклад шефа полиции. В глазах соплеменников это имя вождя не осрамило. Ведь уже несколько веков предки Верховного Правителя, поддерживали в рамках традиционного права порядок, хотя и иным путем, чем колониальная полиция. Так, оставив за Мвата Казембе большую часть его прежних прерогатив, колонизаторы перестраховали себя от огромного количества неприятностей, которые сыпались в соседнем Конго на головы бельгийцев, управлявших своей колонией на французский манер исключительно с помощью белых чиновников. Памятуя свое спасение протестантской миссионеркой, Мвата Казембе Х стал истым христианином и просветителем. За сохранение мира и порядка в Луапуле, он сначала робко, а затем все настойчивее стал требовать от колониальных властей выдачи разрешений на открытие все новых и новых христианских миссий и строительство церквей. Затем вместе с миссионерами, он принялся настаивать, чтобы белые, обосновавшиеся на землях его подданных балунду, создавали для них школы и больницы. Их кирпичные здания и сегодня бросаются в глаза туристам, путешествующим по долине Луалабы. А выросшие в христианской среде и получившие отличное образование в миссионерских школах юноши балунда, с 1920-х годов начали обращать на себя внимание работодателей в Ливингстоне и Лусаке.
Со временем Верховные Правители балунда стали руководствоваться принципом: «Больше порядка – больше автономии. Больше беспорядка – больше англичан». С 1904 по 1936гг., во время правления Мвата Казембе XI Мвонга Капаката и Мвате Казембе XII Чиньянта Касана традиционный совет вождей балунда, все более усиливая свое влияние, получает от колониальной администрации статус «Высшей туземной администрации», а затем – «Национальной ассоциации лунда». Верховный правитель получает право по собственному усмотрению назначать советников, которые образуют своеобразный «Минисовет Министров» балунда. Свои решения они не согласовывают с колониальной администрацией, а лишь информируют о них чиновников в городке Кавамбва, куда переехала «белая власть». Там в прохладе высокогорного плато, среди чайных плантаций, ее представители с удовлетворением читают отчеты подопечных Мвата чёрных чиновников и договариваются с ними о том, когда «нагрянуть к туземцам», чтобы порыбачить на реке Луапула или пострелять антилоп личи среди болот Бангвеулу.

Мвата Казембе XIII Чинконколе (1936-1941) закрепляет с колониальной администрацией положение, при котором Мвата и его советники практически полностью контролируют ситуации, не связанные с колониальным законодательством, а испокон веков считавшиеся прерогативой племенных вождей, старейшин, сакральных лидеров и т.д. Под их контроль подподает распределение племенных земель и использование их ресурсов, внутриплеменная инфраструктура, торговля на рынках, санитария и гигиена, традиционные браки, семейная жизнь, вопросы наследования, традиционная религия и ритуальные обряды. Для исполнения этих функций при Мвата был воссоздан традиционный суд старейшин для разрешения не подпадающих под криминальное законодательство споров и создан институт надзирателей за порядком и охранников.
Неофициальные титулы «модернизатора» и «реформатора» получил Мвате Каземба XIV Шедрек Чиньянта Нэнкула (1941-1950). Он был европейски образованным лидером, окончившим университет в Элизабетвилле, свободно владевшим английским и французким языками, поражавщим собеседников знанием истории и культуры Африки. Отдавая должное решению социально-экономических проблем соплеменников, выбивая у колониальной администрации средства на строительство школ, он все большеее внимание начинает уделять духовным, традиционно-историческим аспектам жизни балунда, называет национальную культуру «тем цементом, который создаст новый, как никогда единый народ на земле Лунда». Изложением этих взглядов Шедрека Чиньянты Нэнкула стала его книга «Ifikolwe Fyandi na Bandi Bantu» («Мои Предки и Мои Люди»). По его же инициативе началось сооружение каменного дворца Мвата Казембе в королевской деревне» Мвансабомбве, который ныне могут увидеть туристы. Но сам Мвате-реформатор умер за два дня до того, как дворец покинули строители.

В первые годы после провозглашения независимости Замбии (1964г.) правительство новой Республики начало наступление на автономию власти Мвате. Но обострение кровавой резни в населенных балуба и балунда провинциях соседнего Конго, угрожавшее втянуть в конфликт и их замбийских соплеменников, подсказало Лусаке необходимость использования огромного традиционного авторитета Мвато Каземба как гаранта мира и стабильности не только по берегам Бангвеулу, но и во всей приграничной Луапуле. Надо признать, что с этой задачей все три Мвато, сидевшие в Республике Замбия на троне Королевства Лунда, успешно справились. Захлестнувшие всю страну экономические трудности 1970-1990гг., вызванные национализацией медной промышленности, потеря балунда рынков сбыта своей рыбы и сельхозпродукции в соседнем «Медном поясе», наплыв оттуда безработных в Луапулу – причины того, что в Мвансабомбве, например, можно услышать: «При англичанах, которых в Луапуле мало кто видел, жизнь у балунда была лучше
Нынешний Мвато Каземба XIX Пол Мпемба Кэниембо Капейл Мпельюме – ранее успешный государственный чиновник в Лусаке - взошел на престол Лунда в 1998 году в возрасте 36 лет. Ему не приписывают несуществующие успехи в сфере экономического развития своих подданных. Однако, общепризнанно, что под его руководством балунда, как и при двух его предшественниках, переживают нечто вроде периода возрождения своей культуры. Его главным символом стала ежегодно проводящаяся в городе Касембе и королевской деревне Мвансабомбве пышная церемония Мутомбоко. Для участия в ней со всех концов Луапулы собираются до 30 000 балунда. А в качестве гостей из Лусаки обычно приезжают Президент Замбии, министры и послы.