Руины Кхами

 

Исторический «Памятник Всемирного наследия» ЮНЕСКО / Зимбабве

Руины Великого Зимбабве – отнюдь не единственный памятник, оставленный нам несколько загадочной средневековой цивилизацией, созданной прапредками наиболее многочисленного этноса современной Республики Зимбабве – шона. Всего полчаса езды на машине из Булавайо – и туристы попадают в мертвый город Кхами (Khami) - второй по величине и значению для истории комплекс каменных сооружений, возведенных все тем же методом безрастворной кладки. Возник он во второй половине XV века, когда ослабленная межплеменной борьбой империя Мономотапа со столицей в Великом Зимбабве распалось на несколько государственных образований. Его преемником на северо-востоке стала империя Мутапа (Mutapa), а на юго-западе - государство Торва (Torwa).

В качестве столицы Торва и был заложен город Кхами, цивилизация которого в XV-XVIII вв. находилась как бы на водоразделе между периодами возвышения Великого Зимбабве и закатом государств шона в период вторжения на их земли матабеле из Южной Африки. Кхами, занимавший территорию около 35 га, известен как одно из очень немногих поселений в современной Республике Зимбабве, которые не были разрушены и разграблены охотниками за сокровищами и самодеятельными археологами. Поэтому никем не нарушавшаяся стратиграфия этого города – наследника Великого Зимбабве, очень важна для более ясного понимания основных этапов развития местных культур. К чести инкоси Лобенгулы, короля захвативших Кхами южноафриканских матабеле, он запретил им разрушать город, а окружающие его земли в 1893 году наделил статусом «Королевского заповедника». Неудивительно поэтому, что скромно выглядящие Руины Кхами еще в 1986г. были объявлены ЮНЕСКО историческим «Памятником Всемирного наследия».

Используя методы строителей Великого Зимбабве, создатели Кхами пошли дальше на пути развития и усложнения их достижений. Склоны невысоких холмов, на которых, преимущественно сооружался город, террасировали с использованием плит сланца и кирпича, обжигавшегося на месте в ямах. На их прочных платформах возводились кирпичные жилые хижины рядовых общинников. Встречаются также сооружения, стенами которым служили огромные каменные глыбы, внешние пространства между которыми заделывались смесью глины, рубленого тростника и коровьего навоза. В северной части города находится террасированный Холм Руин, созданный, в значительной степени, из укрепленной кирпичной кладкой наносной земли и увенчанный каменной платформой. На вершине холма обитал носивший титул «мамбо» правитель всего государства Торва со своими женами. Соседние холмы пониже были заселены другими представителями племенной знати, тесно прижавшиеся друг к другу дома которых образовывали узкие проходы, столь характерные для «Эллипса» равнинной части Великого Зимбабве. Обращает на себя внимание обилие декоративных бордюров и шевронов, развивающих на более высоком уровне древнюю зимбабвийскую традицию декоративной кладки из камня.

Археологические находки, сделанные в этой части Кхами, свидетельствуют о том, что город отнять не вел жизнь затворника. Многочисленные обнаруженные на Холме Руин импортные артефакты – китайский фарфор времен династии Мин (1368-1644), керамика XVI века с рейнских земель Германии, осколки испанской фаянсовой посуды и серебряные изделия XVII в. говорят о том, что жители Кхами поддерживали связи с просвещенными мирами Европы и Дальнего Востока. Монументальный католический крест, состоящий из маленьких блоков гранита, наталкивает на мысль о контактах Кхами с португальскими торговцами или миссионерами, активно действовавшими в соседнем Мозамбике.